Спасение. Что же это такое? Отчего я должен еще спасаться, когда у меня и так все "Ок!"

«Спасаяй, спасешь свою душу», – говорили древние великие иноки об истинных христианах последнего времени. Это значит: спасение для них будет очень затруднительно по причине особенного умножения греховных соблазнов и всеобщего уклонения человеков ко греху. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Итак, Спасение. Что же это такое? Отчего я должен еще спасаться, когда у меня и так все "Ок!", все "упаковано". Дом, семья, хорошая работа, любимые детки-конфетки и до внуков уже недалеко. У меня все классно, жизнь удалась, а тут про какое-то еще спасение говорят церковники, будто, нужно еще от чего-то там спасаться. Странные какие-то эти люди православные, вместо того, чтобы "бери от жизни все" и наслаждайся эти чудаки почему то постятся, воздерживаются от удовольствий, простаивают (на ногах!) часовые службы в храмах. Можно было бы с вышеописанным мнением земного обывателя согласиться, если бы не одно "но". И оно заключается в том, что земная жизнь человека быстро кончается, она кажется длинной, когда "все впереди" только в детстве, затем жизнь набирает обороты и так закружит, что не успеешь оглянуться... "как зима катит в глаза", т.е. приближается старость, а за ней недалеко и... смерть. Причем, приходит эта злоклятая всегда нежданно и не вовремя, когда ее совсем не ждешь, когда впереди еще так много планов, нерешенных вопросов и задач.

Так думает простой земной обыватель, их всегда было, остается и ныне подавляющее большинство. И их жизненный путь Спаситель назвал широким, сказав так: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими...". Но есть люди с пытливым умом, которые не удовлетворяются такой скотоподобной жизнью. Что, прожил свою жизнь и все? Нужно ложиться в гроб и тебя отнесут на кладбище, и там зароют в землю? А для чего тогда рождался и жил? В чем был смысл моей жизни? Чтобы насладиться ее временных благ и умереть? Нет я не могу с этим согласиться. Нет я протестую Богу! и говорю Ему: Ты зачем привел меня (через родителей) из небытия в бытие, чтобы потом умертвить? нет, я не желаю с этим согласиться, раз Ты дал мне жизнь, покажи выход из моего положения, как я могу избежать смерти и остаться жить? И вот таких людей ищет Бог и они приходят к Нему, вернее, Он Сам таинственно приводит их к Себе, чрез... познание Себя. Открывается им постепенно, если видит, что человек не удовлетворяется обычной суетной мирской жизнью и ищет ответы на "неразрешимые", с его точки зрения, вопросы. И этот узкий путь чрез тесные врата, путь к Богу и называется Спасением. Спасением из сей "сени смертныя" в жизнь вечную, блаженную и бесконечную, которая возможна только в Нем - Боге, Жизнедавце и Создателе нашем, приведшем все из небытия в Бытие, Которому вечная Слава ныне и вовеки веков! В чем состоит этот путь спасения, как его нужно проходить, чтобы достичь цели, об этом много сказано в Писании и так много, что никакой статейный формат вместить не может, поэтому приведу здесь лишь немногие цитаты из Евангелия и святых, начиная, конечно, с учения Самого Спасителя.

АПОСТОЛ ЛУКА

Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог, знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат (Лк.18:18-23).

СВЯТОЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

Кто спасется?

Те, которые не последуют заповедям Господним, не отреклись от себя самих, и не возлюбили единого Господа, но добровольно связали себя земными узами, когда приходит вечный огонь, — как оказавшиеся пленниками, вернее же сказать, узниками в отношении к добрым делам, погрязают в любви к миру и утопают в горьком море лукавства, и гибнут в иноплеменном плене, то есть, плененные лукавыми духами.
Так, желающие (спастись) не должны любить ничего кроме Бога, чтобы, когда будут подвергнуты испытанию, оказаться им благопотребными и благоискусными, в совершенстве сохраняющими любовь свою ко Господу. Те только в состоянии будут пройти подвиг до конца, которые всегда по собственной воле своей любили единого Бога и отрешились от всякой мирской любви. Но весьма немного оказывается людей, которые бы восприяли такую любовь, отвращались от всех мирских удовольствий и пожеланий, и великодушно претерпевали восстания и искушения лукавого... Весьма многие из людей хотят сподобиться царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие — невозможно.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Которые думают спастись без труда, не спасутся...

Никто из тех, которые не подъемлют достодолжно соответственного тому труда и подвига, хотя говорят все, что хотят спастись. Все равно это, как, скажем для примера, если б кто захотел быть богатым, приобресть много золота, серебра, драгоценных камней и маргаритов без всякого труда и пота и без всяких забот, так это было бы невозможно. Итак, те, которые говорят, что хотят спастись, а между тем не хотят потрудиться душою и телом для своего спасения, как могут спастись? Да и те, которые имеют ревность трудиться по делу спасения и словом, и делом, и желают того от всей души, не могут спастись, если всего чают от одних трудов своих. Ибо, как те, которые думают спастись без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда, так и те, которые чают устроить спасение своим умом и своими силами, не могут спастись, так как спасение не утверждается на разуме и силах того, кто желает спастись, а есть милость Божия во Христе Иисусе. Ин есть получающий спасение и ин дающий его. Сам Бог говорит: несть разве Мене спасаяй (Ис.43:11).

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Спасайтесь, возлюбленные братия, спасайтесь!

«Спасайтесь из сего развращенного рода» (Деян. 2:40), говорил святой Апостол Петр тем современным ему иудеям, которые из среды враждебного христианству народа склонялись принять христианство. «Спасаяй, спасешь свою душу», говорили древние великие иноки об истинных христианах последнего времени. Это значит: спасение для них будет очень затруднительно по причине особенного умножения греховных соблазнов и по причине всеобщего уклонения человеков ко греху. Для спасения потребуется особенных усилий, особенного тщания, особенной осторожности и самосохранения, особенного благоразумия, особенного терпения. Но всемогущий Вождь и Наставник наш, наша Жизнь, наша Сила, наше Спасение, Господь Иисус Христос, предвозвестивший нам, что мы в мире скорбни будем, вместе и ободряет нас: дерзайте, говорит Он, «яко Аз победих мир» (Ин. 16:33). «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

Жаль, что статейный формат не позволяет привести цитаты и других святых отцов, унаследовавших жизнь вечную и учащих нас, как можно спастись из сего бренного и смертного мира. Кто желает узнать больше, пусть заходит на сайт Азбука Спасения, там все найдет в избытке. И в завершение скажу еще следующее. Святые отцы, предвидя упадок веры к концу времен и трудности в спасении, поучали нас так.

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем.

Здесь можно прочитать полный текст статьи СПАСЕНИЕ

С другими публикациями можно познакомиться: Здесь

Инок Никодим

Настоящая статья составлена на основе материалов сайта Азбука Спасения