Как развивались трамваи Москвы

17 September 2018

Недавно Москва воочию увидела долгожданный трамвай «Витязь-М», который стал уже 201-м. Трамваи «Витязь» перевозят более 1 млн. пассажиров еженедельно. Полное обновление трамвайного парка Москвы запланировано на 2024 год. О волшебном превращении конки в суперсовременный транспорт за 150 лет будет рассказано в материале.

Аттракцион или транспорт?

Трамваю предшествовала конка, шествующая по рельсам, и рассчитанная на 15–16 человек. Первая московская линия длилась от Иверских ворот до заставы Тверской, проложенной к 200-летию Петра I. Необычным аттракционом занимались коммерсанты Д.Н. Гурьев и М.Д. Новиков.

Цена проезда была приемлемой: 10 коп. — внизу, и 5 коп. — вверху, на империале. Во втором случае допускались только мужчины, поскольку дамы в пышных юбках нарушили бы этикет.

Весной 1872 года появляется проект постройки железно-конных дорог с цессией на 40 лет, переданный графу А.С. Уварову.

Зарубежные флагманы

Первая электротрамвайная линия появилась в 1899 году в Москве, и шла до Тверской заставы. Скорость трамвая составляла до 25 км/ч, а стоимость маршрута вцелом — 20 копеек.

Первоначально использовались зарубежные модели: «Фалькенрид» (весна 1899, Западная Германия) и «Рингхофер» (конец 1899, Чехия), прародитель «Татры», по словам Геннадия Нарыкова, сотрудника музея «Московского транспорта».

Скамейки находились вдоль салона, а сами вагоны не превышали. С 1909 года появляются российские модели, включая известный «фонарный» вагон.

Такие разные вагоны м по ширине

В конце 1920-х гг. происходит появление состава из вагонов КМ и КП по 60 человек вместимости. В 1936 году появляется металлический трамвай М-36 («голубой вагон») с современным дизайном. Расширение на 30 см позволило располагать мягкие сидения поперёк салона.

Трамваи в Москве работали бесперебойно, даже в период ВОВ, и 16 ноября 1941 года при остановке метро. Это было показателем сильного духа города, того, что его не сломить.

Довоенный автобус из США стал основой универсального кузова для городского общественного транспорта на авиазаводе в Тушине. Трамваи МТВ-82 означали «московской трамвайный вагон», обладая вагонами из цельного металла и мягкими сидениями. Чрезвычайно популярные в Москве, и в целом в СССР, они функционировали до 1981 года.

«Татра»: появление и развитие

Американский прототип стал основой и для другой легендарной модели. В 1932 году для Нью-Йорка изготовили вагон PCC и придали кузову подходящую форму. Появились «Татры» с плавным ходом и удобной системой управления. В 1959 году в Москве произошло появление модели «Татра-2», в 1963 году — «Татра-3». Они существуют и поныне, с современным наполнением, согласно пояснению Сергея Матвеева из ГУП «Мосгортранс».

Современность

Транспортный парк Москвы на данный момент включает в себя 850 трамваев. 640 из которых ежедневно курсируют на линии. Обновлённый «Витязь-М» с марта 2017 года насчитывает 200 моделей. 3-секционные вагоны создавались на основе всех разработок: заниженная линия пола, климатический контроль, USB-зарядки, табло для информации, навигация спутника и видеонаблюдения, современная управленческая система, значительная площадь остекления для создания панорамного вида. Сборкой «Витязя» изначально занимались на Тверском вагоностроительном заводе, а нынче — на новом заводе в Санкт-Петербурге.

Светодиоды вместо ламп накаливания и кнопочное открытие дверей

Новые вагоны не содержат устаревших и не безопасных ламп накаливания, а освещение только о светодиодами. Технология не дешёвая, но чрезвычайно эффективная, стильная и красивая. В итоге обеспечивается экономия в 5 раз, по сравнению с лампами накаливания, и в 2 раза, если сравнивать с ксеноновыми лампами. Кнопки для открывания дверей экономят энергию, обеспечивая комфортную поездку. В холодную погоду не нужно открывать лишние двери во избежание тепловых потерь.

Другие новшества

Система, направленная на управление, в «Витязе» является усовершенствованной, а благодаря конструкции тележек ход трамвая является плавным.

Табло для отражения информации

Информационные дисплеи в салоне содержат информацию о маршруте, остановке, что последует далее, расстоянии, изменении функционирования маршрутов, пересадках, сообщения служб города.

По словам Сергея Матвеева, трамвай внешне очень стильный, эстетичный, в чём проявляется работа дизайнеров и транспортников. В июне в трамваях не стало турникетов, а за проезд платят при помощи валидаторов на входе. В результате возросло число пассажиров и движение. Во избежание «зайцев» на линии присутствует повышенное число контролёров.

В конце 2019 года в Москве будут курсировать 300 трамваем «Витязь-М». Техобслуживание для вагонов будет осуществляться на протяжении 30 лет.