3 подписчика

Работа учителем английского языка в китайском детском саду: Идеальный план урока

Добрый день!

Это статья для начинающих и уже практикующих учителей иностранного языка за границей или на родине. Также эта серия статей направлена на помощь родителям в обучении своих детей иностранному языку.

В этой статье я подробно расскажу о том, как составлять план урока так, чтобы детям было интересно, они выучили необходимый вам материал, не прыгали от перевозбуждения и не сползали со стульев от скуки.

В конце статьи приведены реальные планы уроков для разных групп детей. Надеюсь, это поможет Вам избежать моих ошибок, лишних переживаний и облегчит рабочие будни.

Дети в саду

Для каждой возрастной группы детей необходим свой план урока.

Я условно делю детей на 4 возрастные группы.

Baby - малыши. Дети до 3-х лет. Для большинства учителей эта группа детей самая проблемная. Учителю сложно обратить их внимание на себя. Эти дети еще изучают мир вокруг, свой язык, других детей. Чтобы завладеть их вниманием понадобится много игрушек, в идеале трещащих или пищащих. Все должно быть ярким и подвижным. Это касается также и самого учителя.

Малыши стойко выдерживают уроки по 10-15 минут. (Активного участия). На большее способны далеко не все дети этого возраста.

K1 - дети 3-4 лет.

Апрель 2018 года. Группа К1. Путиен, Китай.
Апрель 2018 года. Группа К1. Путиен, Китай.

На эти классы в основном, тратится гораздо больше энергии, чем на все остальные. Если для бейбиков ты приносишь на урок много игрушек и по много-много раз всё повторяешь слова, улыбаешься. То, для К1 нужно много игрушек, нужно ставить их на высокий шкаф, быть веселым, грозным, скучающим, недовольным, довольным и т.д.

Детям этого возраста, как и малышам, еще сложно самим делать выбор. Не удивляйтесь, если покрутив ребенка вокруг своей оси 5 раз и предложив ему выбрать одну из 4 карт лежащих рубашкой вверх, он будет думать довольно долго. (Один из вариантов открывания новых карточек со словами перед началом урока. Какую карту выберет ребенок, не важно. Может быть, как активной, так и пассивной игрой). Он еще не готов принимать решения, так что если не хотите тратить на это время, конкретизируйте. Укажите на нужную карточку рукой.

Эти дети обычно очень активные, им все интересно. Они уже умеют говорить, больно кусаться и постоянно хотят прыгать! Вообще, со временем, понимаешь что все дети, не зависимо от возраста, постоянно хотят прыгать.

Для детей 3-4 лет оптимальное время урока 20-25 минут. Можно 30, но за последние 5 минут вы устанете больше, чем за первые 20. Они будут тянуться вечность.

К2 - дети 4-5 лет.

Май 2018 года. Группа К2. Путиен, Китай.
Май 2018 года. Группа К2. Путиен, Китай.

В этих классах работать проще. Дети готовы повторять за вами. Их дикция гораздо лучше. Они запоминают даже то, что вы скажете тихо, когда в вас врежется бегущий к доске ребенок. Нужно тщательно выбирать слова и картинки к ним.

В группах этого возраста, в отличие от групп К1 и младше, дети обращают внимание на то, кого вы вызываете чаще: мальчиков, или девочек. Нужно поддерживать баланс. Этим детям уже не все равно какого они пола. Если мальчику выпадет говорить про платье (пример: What is it? It's a dress.) Другие дети будут смеяться. А сам ребенок может отказаться это произносить. Нужно стараться подбирать детей под игры.

Также, на уроки в группах К2 влияет личное мнение детей о Вас. Если вы игнорируете конкретного ребенка без причины, он со временем перестанет участвовать в общих играх. Эти дети, в отличие от малышей и детей группы К1, запомнят, если вы всем дали стикер, а ему нет, хотя он старательно работал весь урок. Он будет дуться на вас. Перестанет считать до 12, а будет только до 10. Эта его война с вами продлится не долго. Просто нужно учитывать, что эти дети уже делают выводы, и готовы строить с вами дружеские отношения.

Время урока для К2: 25-30 минут.

К3 - дети 5-6 лет.

Июнь 2018 года. Группа К3. Путиен, Китай.
Июнь 2018 года. Группа К3. Путиен, Китай.

Эта самая простая в обучении группа детей. Оно и понятно. После 2, 3, а для кого-тов всех 4-ех лет китайского детского сада, эти дети послушные, готовые за вами повторять, запоминать и играть! В некоторых детских садах эти дети в последний год так загружены математикой, уроками китайского языка, классами по этикету китайского чаепития и тому подобному, что появление учителя английского языка, который будет с ними танцевать, петь, надувать воздушные шары и громко выкрикивать иностранные слова - это настоящий отдых! Учитель заходит в класс. Дети тихо сидят на своих стульях. Улыбаются. Можно крутить игрушечным молотком перед их носом, а они даже не шелохнутся!

С этими детьми весело играть. С ними можно посмеяться не боясь, что они начнут себя плохо вести или расслабятся. Единственное, для них имеет очень большое значение авторитет учителя. Не стоит недооценивать этих детей. Обычно в К3 (Иногда в К2, или даже в К1) дети будут устраивать вам проверки: вставать на стулья, качаться, кричать не те слова. Не стоит этого игнорировать. Обращайте на это своё внимание. Сдувайте шарики, выключайте песню. Виновник будет наказан презрением других детей, активно участвующих в уроке.

Бывают, конечно исключения из правил. Спокойный, тихий К1, готовый работать и по 40 минут, за символичное "Дай пять" и игру с мячиком. Буйный, не послушный, поющий китайские песни на уроке, К3.

В некоторых случаях, ни авторитет, ни игрушки не помогут. Не стоит забывать, что вы не их китайская няня. Попросите основного воспитателя в группе успокоить детей. Она громко крикнет два слова, и дети снова сидят как шелковые. (Некоторые учителя бьют бамбуковой палкой по пластиковому детскому столику. Первое время от этого звука подпрыгивала и я.)

Эта информация поможет в составлении плана урока, если вы еще никогда не работали в детском саду или ваша группа выросла за лето. От возраста детей зависит в какие игры они способны играть, и какой стаф (игрушки, карточки, в общем, учебный материал) им лучше даже не показывать.

А теперь про игры!

Для удобства, я делю игры на активные и пассивные. Когда я составляю учебный план, слева от каждого пункта я пишу А или P соответственно.

Активные игры - игры, в которых дети стоят на ногах, а не сидят на стульях. (Пример: пролазить в обруч, кидать мячик, вставать и выполнять указания учителя, если в твоей одежде присутствует синий цвет). Также к активной деятельности относятся: песни, танцы и разминка.

Активная игра "Freeze!". Дети произносят слова и выполняют действие с ним связанное. (На картинке: Drive a car). Когда учитель говорит Freeze, дети у доски замирают. Кто пошевелился - садится. оставшемуся ребенку фанфары и песня победителя. Подходит для К2 и К3.
Активная игра "Freeze!". Дети произносят слова и выполняют действие с ним связанное. (На картинке: Drive a car). Когда учитель говорит Freeze, дети у доски замирают. Кто пошевелился - садится. оставшемуся ребенку фанфары и песня победителя. Подходит для К2 и К3.

Пассивные игры - игры, в которых дети сидят на стульях. (Пример: передавать мячик от ребенка к ребенку под счет, громко повторять слова за учителем, когда он надувает шарик). К пассивным играм можно смело отнести все игры на 1-ого или на 2-их детей, если в них никак не участвуют другие дети.

Пассивная игра "BOMB!". Дети должны закрывать голову руками, когда попадается картинка бомбы. Кто не закрыл получает резиновым молоточком по макушке. Для детей любого возраста.
Пассивная игра "BOMB!". Дети должны закрывать голову руками, когда попадается картинка бомбы. Кто не закрыл получает резиновым молоточком по макушке. Для детей любого возраста.

В хорошем учебном плане после активной игры, идет пассивная и наоборот.

Полностью пассивные уроки может выдержать только К3 с участие китайского учителя. Может быть раз-другой сможет и К2, если учитель будет держать бамбуковую палку наготове. Урок может стать мучением для детей. Очень же активный урок - станет адом для учителя. Вообще, детям не нужен отдых. (Кроме, разве что малышей). Они готовы и танцевать, затем залезать в обруч, затем бегать по кругу, но через 15 минут такой активности они начнут плохо себя вести. Чтобы такого не произошло, и ваш урок проходил безопасно для детей и для ваших взаимоотношений с воспитателем этой группы, нужно чередовать детскую активность во время урока.

То есть, если вы сначала поёте с детьми песню (танцуя при этом) в течении 2 минут, то после этого нужно обязательно посадить детей и заняться с ними чем-нибудь спокойным. Вызывать их по одному к доске, чтобы открыть карточки, или бросать кубик с цифрами и повторять слова выпавшее количество раз. Затем, можно сменить игру на чуть более активную, но периодически давая и себе и детям передышку. Садить их, наводить тишину, а затем просить их повторять за вами предложения. А если вы замечаете, что дети заскучали, то пора поднимать их на ноги и немного попрыгать, или потопать заучивая кричалку.

Стоит отметить, что не все игры "Для всех" (All). Игры могут быть и для одного ребенка, для двоих, пятерых и более. Это тоже стоит отметить, так как если на вашем уроке все игры на одного, то остальные дети в это время заскучают. Они конечно все слушают, но их внимание не всегда направлено на вас. Они могут начать разговаривать друг с другом или ковырять стул. Дети быстрее теряют интерес к такому уроку.

Игра на двоих. Один из вариантов игры "Tower". Дети по очереди кладут карточку с картинкой учителю на голову. Несколько раз повторяют слово c карточки перед действием.Для групп К2 и К3. К1 не дотягиваются.
Игра на двоих. Один из вариантов игры "Tower". Дети по очереди кладут карточку с картинкой учителю на голову. Несколько раз повторяют слово c карточки перед действием.Для групп К2 и К3. К1 не дотягиваются.

В группах с которыми я сейчас работаю от 20 до 35 детей в одном классе. Игры на одного здесь делаются редко и только если получается хотя бы частично втянуть остальных детей в процесс (Пример: один ребенок у доски хлопает по карточке, все дети произносят с ним.)

План урока

Baby class. 15 минут. 1 слово.

A. All. 1. Warm up (Похлопать, потопать. Всё медленно. Попрыгать)

P. All. 2. Say "Hello" (Говорим всем детям:" Привет!")

A. All. 3. Song "Hello! Can you..."

P. All. 4. Game "Bit by bit". (Открываем карточки по чуть-чуть. Можно по чуть-чуть доставать из сумки. Открытые карточки вешаем на доску).

A. All. 5. Game. "Stand up and Jump!". 5 раз. (Садимся на корточки, произносим слово и медленно встаем. Дети должны повторять за вами слово и действие. Затем, резко прыгаем и выкрикиваем слово. Дети повторяют.)

P. 1. 6. Game "Touch it!" (Если картинка с животным, то показываем её малышам и мягко гладим. Если на ней, например мячик, то хлопаем по ней. Так берем карточку и проходим от ребенка к ребенку. Просим его произнести слово, когда он касается карточки).

P. All. 7. Game "Ballon" 1-3 раза. (Просим детей повторять слово пока вы надуваете шарик. Медленно. Малыши все делают медленно. Надуваем шарик. Я использую специальную помпу. Некоторые надувают сами. Затем считаем до 5 и отпускаем его. Детям смешно).

A. All. 8. Sing "Bye bye, goodbye!"

P. All. 9. Say " Bye bye "! (Говорим всем: "Пока!" Несколько раз).

В этом уроке 2 пассивные игры идут друг за другом, т.к. шарик очень нравится детям. Со временем, я буду писать про многие другие такие игры. Не все интересные игры шумные и активные. Этот дриллинг с воздушным шариком хорошо подходит для детей любого возраста.

K1 class. 20 минут. 2-4 слова.

A. All. 1. Warm up (Руки вверх, руки вниз, покрутись, потрясись. Любая физическая активность сопровождающаяся объяснением на английском. Hands up, hands down, turn around).

P. All. 2. Say "Hello! How are you?" (Говорим всем детям:" Привет! Как дела?" Со временем все дети в унисон должны вам отвечать вам то, чему вы их научите. Стандарт: I am fine. Thank you! Так же на "Hello" можно их учить отвечать: Hello teacher "Ваше имя".)

A. All. 3. Song "Hello! Can you..."

P. All. 4. Game "Bit by bit".

A. All. 5. Game. "Stand up and Jump!". 3-5 раз с каждым словом

P. All. 6. Game "Ballon"1-2 раза с каждым словом.

A. All. 7. Game "Run aroud the hoop!" Пока время не закончится, или пока дети хотят играть. (Игра на двоих. Участвуют все дети. Вызываем двоих детей к доске. Кладем обруч на пол. Показываем детям, что они должны ходит вокруг произнося слово и когда вы скажите, запрыгнуть внутрь. Если животные, то можно показывать как ходит животное. Начинаем! Все дети должны произносить слово пока вы не скажите STOP! Кто первый запрыгнул в обруч, победил. Даем ему пять. Give me five! Great!).

A. All. 8. Sing "Bye bye, goodbye!"

P. All. 9. Say " Bye bye "! (Говорим всем: "Пока!" Несколько раз).

K2 class. 25 минут. 3-4 слова.

A. All. 1. Warm up (Систематизированная активность. Лучше делать одно и то же несколько недель, затем заменить на другое. Они это запомнят. Им надоест если все время будет одно и то же. С каждым разом желательно делать быстрее).

P. All. 2. Say "Hello! How are you?" (Говорим всем детям:" Привет! Как дела?" Со временем все дети в унисон должны вам отвечать вам то, чему вы их научите. Стандарт: I am fine. Thank you! And you? Вы им должны ответить I'm fine, thank you. Так же на "Hello" можно их учить отвечать: Hello teacher "Ваше имя". )

A. All. 3. Song "Hello! Can you..."

P. All. 4. Game "Bit by bit".

A. All. 5. Drilling. "Stand up and Jump!". 2-3 раза с каждым словом

P. All. 6. Game "Loud-quite" (Вы говорите громко - дети тихо и наоборот. Для К2 это трудновато, по-началу занимает много времени объяснение. Но когда они понимают, им это очень нравится).

A. All. 7. Game "Run aroud the hoop!" Пока время не закончится, или пока дети хотят играть.

P.All. Game "Ballon"1-2 раза с каждым словом.

A. All. 8. Sing "Bye bye, goodbye!"

P. All. 9. Say " Bye bye "! (Говорим всем: "Пока!" Несколько раз).

K3 class. 30 минут. 4 слова.

A. All. 1. Warm up (Систематизированная активность. Лучше делать одно и то же несколько недель, затем заменить на другое. Они это запомнят. Им надоест если все время будет одно и то же. С каждым разом желательно делать быстрее. Можно давать антонимы: большой/маленький, худой/толстый сопровождая соответствующими действиями).

P. All. 2. Say "Hello! How are you?" (Говорим всем детям:" Привет! Как дела?" Со временем все дети в унисон должны вам отвечать вам то, чему вы их научите. Стандарт: I am fine. Thank you! And you? Вы им должны ответить I'm fine, thank you. Так же на "Hello" можно их учить отвечать: Hello teacher "Ваше имя". Если дети знают погоду или дни недели можно спросить и об этом).

A. All. 3. Song "Hello! Can you..."

P. All. 4. Game "Bit by bit".

A. All. 5. Game. "Stand up and Jump!". 1 раз с каждым словом

P. All. 6. Game "Loud-quite"

A.All. 7. Song "If you happy!"

A. All. 8. Game "Run aroud the hoop!" Пока время не закончится, или пока дети хотят играть.

P.All. 9. Game "Ballon"1 раз с каждым словом.

A. All. 10. Sing "Bye bye, goodbye!"

P. All. 11. Say "Goodbye. Thank you!" (Говорим всем: "Пока!" Несколько раз).

Я всегда готовлю одну запасную игру. На случай, если детям не понравится игра из плана. К этому плану, запасным вариантом будет: "Pass the card" game. (Дети передают карточку от одного к другому произнося слово, изображенной на ней. Учитель говорит STOP! Ребенок у которого оказалась карточка выполняет указания учителя, например: Stand up, Jump, Turn around, Sit down please.)

Надеюсь, что это статья была вам полезна.

Всем спасибо и хороших уроков!