СМИРЕНИЕ ИЛИ УНИЖЕНИЕ?

3 January

Часть 1

Смирение – это состояние примирённости, когда человек примирился с волей Божьей, то есть отдался ей неограниченно, полностью, радостно, и говорит: «Делай со мной, Господи, что Ты хочешь». В результате он примирился со всеми обстоятельствами собственной жизни. Всё - дар Божий: и доброе, и страшное. Митрополит Антоний Сурожский

Изображение rottonara с сайта Pixabay.
Изображение rottonara с сайта Pixabay.

Каждый православный, даже тот, кто обладает лишь начальными знаниями о вере, с уверенностью может сказать, что смирение является одним из основных качеств православного христианина. Очень много говорится о смирении в Евангелии. Христос своей жизнью показал нам истинное смирение, к которому мы стремимся. Но как понять, что же такое смирение? И где же проходит грань между смирением и самоуничижением? Давайте вместе попробуем найти отличие смирения от унижения.

Господь Иисус Христос и богатый юноша
Господь Иисус Христос и богатый юноша

Смирение как состояние души

Смирение - на греческом языке означает ЗАТОПЧИ СЕБЯ, а унижение – растопчи. Чувствуете разницу? Иисус был смиренным человеком; смирение - это очень привлекательное качество, это победа над собой, без оскорбления чувства собственного достоинства. Но при этом Он не потакал злу и неправде, то есть обладал силой характера. Взять, к примеру, поступок Господа в Иерусалимском храме. Святые отцы так объясняют Его поведение: «Взяв бич и выгоняя продающих и покупающих, Он в тот момент не испытывал чувства гнева. Он ни на кого не злился и полностью контролировал Свое поведение и действия. Он перевернул скамейки, рассыпал деньги, но когда оказался перед клетками с голубями, которые предназначались для жертвоприношения, сказал: «Возьмите это отсюда!»» (Ин. 2:16). То есть, если бы Христос потерял над Собой контроль, Он опрокинул бы и клетки с птицами. А так как голуби были ни в чем не виноваты, Он не причинил им вреда. Об этом и говорят толкователи Евангелия. Следовательно, Господь не был в нервном состоянии. Он совершил все это не из эгоизма, а из любви – истинной любви к Закону Божиему, желая защитить храм. И христианину, желающему стать смиренным, нельзя гневаться, нельзя спорить. Даже если ситуация вынуждает «проявить характер», делать это надо с добром и смирением, с целью вразумить, чтобы на сердце в этот момент был мир и покой. К такому состоянию души мы все должны стремиться.

Антонина Фотеева

Продолжение читайте по ссылке

Подписывайтесь на нас:

При необходимости заказывайте требы в нашем Храме