Социальный строй Инков до прихода Испанцев

Как было сказано в предыдущей статье о Инках, испанцы постарались восстановить порядок жизни в Перу, но, полностью у них это не вышло. Сегодня - конкретно о государственном строе древних латиноамериканцев.

В самом начале существования, Инками правила община. Ей принадлежала земля, которую обрабатывали все члены общины или племени. Самой общиной демократическими методами управлял совет старейшин.

Империя Инков - Тауантинсу́йу
Империя Инков - Тауантинсу́йу

Но, время шло, а с ним - всё меняется, под конец существования Тауантинсу́йу, империи Инков, во главе государства стал вождь, появилась частная собственность, власть концентрировалась в руках определенных семей, хотя, в любом случае, все жители страны жили в достатке - калеки и старики получали всё необходимое для жизни, молодые получали работу и возможность реализовать себя.

Инки считали, что самой мелкой единицей в их госу­дарстве является семья, а не отдельный человек. Инди­вид существовал только в качестве члена семьи, а семья — только для того, чтобы служить государству. Главная задача созданной инками системы управления заключалась в том, чтобы обеспечи­вать производство необходимого количества продоволь­ствия и распределять излишки.

Чтобы добиться этого и организовать труд, всех подданных систематически делили на примерно равные группы. Группы семей объединяли в общины по десять, пятьдесят, сто, пятьсот, тысяче, десять тысяч и даже более семей в каждой — так же, как современная ар­мия разделена на роты, полки, дивизии. Старались сохранить равную численность людей в группах, пере­мещая лишние семьи в новые области.

Сапа Инка
Сапа Инка

Каждой группой руководил специально назначенный чиновник — начальник, подотчетный своему непосред­ственному начальнику и правителю — инке. Он отвечал за работу и благосостояние членов общины.

Начальник прежде всего исполнял обязанности опе­куна, заботился о своих подчиненных, помогал им в беде — построить дом после пожара или землетря­сения, запасти материал для изготовления одежды и обуви, заготовить зерно для посева; он же следил за состоянием оросительных устройств и обработкой полей. Ему вменялось в обязанность сообщать о провинностях своих подчиненных и наказывать их. Все подданные жили под строгим надзором и без разрешения не имели права покинуть место своего жительства или выбрать себе профессию.

Вся земля в Перу считалась собственностью сапа инки, но фактически ею распоряжалась сельская об­щина. Обработанная земля делилась на три части — поля Солнца, поля инки и общинные поля. Землю кол­лективно обрабатывали все члены общины, хотя каждой семье тоже выделялся земельный участок. Общий для всех сигнал возвещал начало и конец рабочего дня.

Прежде всего обрабатывались поля Солнца, потом переходили на поля Инки, а затем уже на общинные пашни. Часть урожая с последних предназначалась на содержание вдов, сирот, людей старых, больных и не­трудоспособных, а также на общинные надобности. Кроме того, каждое село неплодородную землю отводило под пастбища: в собственности общины находились стада лам и альпака.

Солнце Инти - божество Инков
Солнце Инти - божество Инков

В горных районах, где главным занятием жителей было скотоводство, пастбища и стада так же, как пашни, разделялись на три части.

Обрабатываемая общинная земля делилась на не­большие участки тупу, которые обеспечивали пропита­нием семью — мужа и жену. Когда в семье рождались дети, то мальчику выделяли одну тупу, а девочке - поло­вину тупу земли. Время от времени, для сохранения равенства членов общины, происходил передел земли. Кроме тупу, в каждой общине была еще такая единица, как муйя, — в нее входили двор, дом, амбар и огород. Муйю сын наследовал от отца, и она считалась уже частной собственностью.

На земле своей муйи член общины мог вырастить уро­жай овощей и фруктов, излишки которого шли на обмен. В своем хозяйстве можно было дубить кожи, прясть шерсть, ткать полотно, шить обувь, изготавли­вать бронзовые орудия труда и глиняную посуду и за­тем эти товары, являвшиеся личной собственностью, обменивать на другие изделия. Жилище со всем, что в нем находилось, и земельный участок, на котором стоял дом и другие постройки, тоже считались собст­венностью семьи.

Искусство Инков
Искусство Инков

Все продукты и урожай, собранный общиной, делили на три части. Одну часть получали жрецы Солнца, вто­рая шла на содержание сапа инки, его семьи, двора, чиновников, солдат и строителей, а третья оставалась для нужд общины. Часть, предназначенная для инки, обычно превышала его потребности. Излишки храни­лись на специальных складах. Их могли распределить среди жителей любого района в случае войны, неуро­жая, землетрясения, наводнения или засухи. Там же по­стоянно хранились шерстяные и хлопчатобумажные ткани, золотые, серебряные и медные сосуды.

Каждый мужчина, который обрабатывал и засевал поля, получал свою часть из общинной доли. Если он находился на службе у инки, был занят на государст­венных работах или участвовал в походе, то свою часть он получал из запасов инки либо от жрецов (если ра­ботал на строительствехрама). Перуанцы не знали ни страшной нужды, ни голода и холода на старости лет, ни детского труда, ни других бедствий, которые в наши дни встречаются и в куда более цивилизованных капи­талистических странах. Историк Кроу говорил о перу­анцах так: «Уровень жизни среднего индейца, несом­ненно, был очень примитивен. И все же каждый, кто был в силах работать, делал свое дело; ни один больной не оставался без ухода, преступления случались редко, старики и калеки получали все необходимое для жизни, и движущей силой экономики инков было сотрудниче­ство ради общего блага, а не борьба ради наживы».

Нелегко было, конечно, обеспечить пропитанием всех жителей страны, потому что землю обрабатывали весьма примитивными орудиями; население непрерывно увеличивалось - в лучшие времена население могло достигать 32 миллионов человек(это больше, чем там живёт сейчас!), а из-за этого земельный участок, выделяемый членам общины, год от года уменьшался. Все труднее становилось выделять две трети урожая для жрецов и правителя.

Люди в государстве Перу жили под мелочной опекой. Каждый подданный занимал определенное место в жизни: крестьяне были прикованы к земле, ремеслен­ники — к своей профессии. Не было необходимости ни в фантазии, ни в честолюбии, ни в инициативе, нельзя было ни на шаг отступить от заведенного порядка, но в то же время можно было не бояться нищеты и голода.

Инки
Инки

При издании законов учитывались интересы трудо­вого населения. Законы эти были продуманы так, что даже самая тяжелая, утомительная и неприятная ра­бота, как, например, в рудниках, не наносила вреда здоровью. Людей направляли на работу соответственно их возрасту; юноши в возрасте 16—20 лет собирали и сушили листья кустарника коки и занимались другими легкими работами; самый тяжелый труд приходился на долю взрослых мужчин в возрасте 25—50 лет; людей, достигших пятидесятилетнего возраста, снова напра­ляли на более легкие работы.

Приблизительно такой государственный строй был у Инков до покорения Испанцами. Они - за много столетий истории ни разу не знали тотального голода или нищеты. Сейчас эта территория - одна из самых бедных на планете, там процветают безработица и бандитизм. Значит ли это, что люди там были более развиты тысячу лет назад?