Наши ожидания и наши проблемы

Andre Abele и Bogdan Wojcizske провели два презанятных эксперимента.

В одном они попросили людей выбрать тренинг по навыкам, направленным на себя (agentic skills), например тайм-менеджмент и полезным для общества (communal skills), например "оказание социальной поддержки" для себя и для других. Большинство выбрало первые для себя и вторые для коллег.

В другом исследовании людей попросили вспомнить моменты из жизни, которые бы подчёркивали их компетентность и самостоятельность. Люди вспоминали события в духе "я сдал на лицензию пилота с первого раза". Когда их просили описать подобные события для других людей, они вспоминали события наподобие "он подтянул по математике ребёнка своего друга, причём не требуя какой-то платы взамен".

Отсюда можно сделать много выводов. Вот два основных, пожалуй:

1. Мы стремимся самоутвердиться за счёт выпячивания своей компетентности, в то время как ждём от других проявления заботы о нас. Наши коллеги имеют те же ожидания. Это противоречие рождает напряжённость, которую невозможно разрешить прокачкой собственной значимости и экспертности. А вот проявлением теплоты - можно.

2. Это противоречие трудно уловить в "я-позиции". Его лучше всего видно, если подняться над горизонталью этих отношений. То есть с позиции руководителя. И это во многом именно его зона ответственности - создавать условия доверия, при которых в команде будут меньше меряться компетенциями и больше объединяться для решения общих задач. Это не значит, что все должны ходить с благостными лицами и устраивать Вудсток в отдельно взятом офисе. Доверие - это про единые ценности, а они могут быть разного толка и сколь угодно экстремальными или даже экстремистскими.

  Andre Abele и Bogdan Wojcizske провели два презанятных эксперимента.