Алхимические начала Андрея Миронова

1,5k full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 71% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Алхимические начала Андрея Миронова

Почему он был артистичен, а сегодняшние актёры – нет

Александр СЕДОВ (с)

Нынешний российский кинематограф всё время пытается доказать, что Андрей Миронов невозможен. Как поющий киноактёр, как синтетический артист, как феномен экрана и сцены. Дело даже не в том, что невозможен второй Андрей Миронов – уникальный и неповторимый. Он невозможен как путь. Мы не видим среди современной актёрской братии кто бы работал с такой же самоотдачей и верой в художественную реальность.

Андрей Миронов не превзойдён в первую очередь там, где на реальность наложена высокая степень условности, где концентрат игры. В его актёрстве многое от музыканта-импровизатора, хотя он не раз повторял, что музыкального слуха лишён. С эстрады он рассказывал юмореску о том, как из маленького Андрюши родители пытались сделать будущего пианиста, как загоняли в музыкальную школу, а дома чуть ли не насильно усаживали к роялю по имени «Blutner », но мальчик упорно сопротивлялся. Съезжал с ледяной горки на нотной папке. Именно эти пудовые гири усердия нарастили в юном Андрее мышцы артистизма, находчивости и внутренний такт. Благодаря приобретённому навыку проделывал Миронов на экране чудеса пластической выразительности, был элегантным, как рояль, и в бешеном темпе мог «лететь с одним крылом». Как в многочисленных своих водевильных ролях, в которых Миронов куда-то легко, по-моцартовски, взбегает (например, по трапу самолёта к любимой в «Невероятных приключениях итальянцев в России»), танцует очередное танго (в «12 стульях») или даже взмывает в воздух, помахивая крылышками бяк-бяк-бяк. Десятилетия спустя сыгранные им образы – от министра-пройдохи в «Обыкновенном чуде» до Остапа Бендера – по-прежнему востребованы подражателями и пародистами во всевозможных шоу «Один в один». Но никто не пытается повторить Андрея Миронова по-настоящему, всерьёз, как ученик учителя, подхватить эстафету праздника на экране. «Вжик, вжик, вжик! Кто на новенького?» Увы, народный кумир огорожен крепостным рвом невозвратного прошлого. Сегодняшний наш кинематограф к подобной эстетике надменно равнодушен.

Алхимические начала Андрея Миронова

Продюсеры и режиссёры отменили саму возможность фильму замирать на миг и превращаться в музыкальный номер. Отменены жанры водевиля и музыкальной комедии. Считается, что они далеки от жизни, что они анахронизм. Артисту почему-то негоже в одном кадре вдруг щёлкнуть пальцами и перейти со сценарной прозы на музыкальный речитатив:

Замрите, ангелы,

смотрите: я играю.

Разбор грехов моих

оставьте до поры.

Вы оцените красоту игры!

Алхимические начала Андрея Миронова

Именно через «остановись мгновенье, ты прекрасно» мы, не отрываясь, следим за неподвластным гравитации Андреем Мироновым, за его «лёгкостью необыкновенной». В образах Хлестакова и Фигаро, жуликоватого Димы Семицветова из «Берегись автомобиля» и благородного Маркиза из «Достояния республики», Фадинара из «Соломенной шляпки» и Джерома из «Троих в лодке». Охотно веришь, что его утончённый мошенник Козодоев из «Бриллиантовой руки» перемахнул бы в угаре танца борт теплохода и булькнул в синее море, кабы не сосед по каюте, – так много озорства и импровизации вложил в своего героя артист. «Па-па-па-па, o ’yes !»

Алхимические начала Андрея Миронова

В 1976 году критик К. Рудницкий писал об этой роли:

«Она сыграна на грани двух, казалось бы, несовместимых крайностях: «джентльмен удачи», но и растяпа, воплощение лощёной элегантности, но тем не менее недотёпа. (…)

Миронов вносит в кинокомедию особый, театральный привкус актёрской импровизации. Даже если вы опытный зритель и понимаете, что каждый эпизод снимался несколько раз, что были «дубли», более или менее удачные, пока режиссёр не остановился вот на этом варианте и не включил его в фильм, всё равно, вас не покидает ощущение только что, сию минуту найденной актёром позы, внезапного «сбоя» уверенной походки, вдруг озадаченного моргания глаз, вдруг плаксивого выражения лица, вдруг угаданной смены интонаций. Приходилось читать статьи, в которых Миронова хвалили за эту импровизационность, за то, что в его актёрских созданиях ощутим, говоря словами Маршака, «весёлый мир черновика». Однако связывали «кажущуюся неряшливость манеры» с тем, что у Миронова якобы нет «идеальной чистоты линий»

Это – заблуждение. Весь «фокус» Миронова состоит именно в том, что идеальная чистота линий и безукоризненное благородство внешней формы – мимической, пластической, интонационной – сохраняет у него свежесть сиюминутной находки, внезапность актёрской шалости, непринуждённость озарения, простоту и лёгкость случайной догадки.

Что же касается мастерства, то фильм «Бриллиантовая рука» доказал, что Андрей Миронов безупречно владеет всей комедийной клавиатурой. Было бы что играть » (К. Рудницкий. Андрей Миронов. – в кн.: Актёры советского кино. Вып. 12. М., «Искусство», 1976).

Алхимические начала Андрея Миронова

Намеренно акцентирую внимание на блестящих, фонтанирующих, как шампанское, ролях Андрея Миронова, хотя были у него и совершено иного плана герои, например, в фильме Германа «Мой друг Иван Лапшин» и «Фантазиях Фарятьева» Ильи Авербаха. Помню, как поразил моё детское сознание Андрей Миронов в «Сказке странствий». Долго не верилось, что Миронов может быть и таким, попасть в тёмное средневековье и радоваться огням чумных костров. Актёр шёл на большой риск, стремясь преодолеть сложившееся амплуа, разъять свой неделимый талант на алхимические элементы и подставить зрителям свою мрачную сторону.

Алхимические начала Андрея Миронова

А что же современные артисты? Николай Фоменко в новогодней телепостановке «12 стульев» (2004) местами копировал мироновского Бендера, и получилась, в общем, неплохо. Иван Ургант с мироновскиой непринуждённостью регулярно перескакивает из кресла телеведущего в очередные «Ёлки», но довольствуется там поверхностным существованием. Готов допустить, что в образе лермонтовского Грушницкого выйдет к нам однажды насупившийся Константин Хабенский, чтобы повторить рисунок роли Андрея Миронова из телеспектакля Эфроса. Однако вторая, солнечная сторона, останется для него тайною за семью печатями. Полагаю, что Сергею Безрукову вполне по силам сыграть самого себя в роли Андрея Миронова в каком-нибудь длинном биографическом сериале. Вопрос – зачем? И всё же свести противоположные алхимические элементы вместе, в единый миг, не удаётся пока никому.

Алхимические начала Андрея Миронова

Эстрадность и глубокая драма нынче две вещи несовместные, а, значит, путь Андрея Миронова, в котором тесно переплелись оба начала, закрыт для других актёров. И заслон этот в какой-то мере рукотворный. Называется «не формат». Будто опасаются деятели индустрии кино, что артист сойдёт с предписанного шаблона и, обретя собственный голос, поведёт разговор со зрителем напрямую, минуя продюсерское сословие. Говорить о сокровенном – в широком диапазоне от комедии до трагедии. Весело и искрометно и при этом очень всерьёз.

Алхимические начала Андрея Миронова

Алхимические начала Андрея Миронова

другие мои статьи: О Валентине Гафте замолвите слово / Олег Янковский в предлагаемых обстоятельствах / Актёр Борис Плотников / Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс / Донатас Банионис, актёр с планеты Солярис / Александр Пороховщиков, "актёр с острова Пасхи" / Леонид Марков в фильме "Остров сокровищ" / и т.д.