6418 subscribers

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

1,3k full reads
2,5k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 55% of the total page views
3 minutes — average reading time
Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

Итак, снова советский шпионский сериал "ТАСС уполномочен заявить" (реж. В. Фокин, 1984) на взгляд американского профессора Дж. Людвига. Подоспела вторая часть (первую часть можно прочесть по ссылке). Несколько слов об авторе статьи, чей перевод я представляю.

Джонатан Людвиг - профессор со 25-летнем стажем преподавания в нескольких американских университетах. В его послужном списке курсы обучения русскому языку, программа по русской литературе, научные статьи по теме «русских исследований». Сфера научных интересов его также простирается до Юго-Восточной и Центральной Азии, включая Китай и Афганистан (в статье этот интерес также заметен). От себя добавлю, что статья Джонатана Людвига, на мой взгляд, не выглядит результатом какого-то изощрённого исследования узкого специалиста. А больше похожа на первое знакомство с предметом, попыткой обозначить подходы – как западному гуманитарию надлежит подступиться к этому сериалу.

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

ТАСС уполномочен разоблачить – 2 часть

автор: Джонатан Людвиг(Jonathan Z. Ludwig), американский профессор;

фрагменты статьи «Images and Image-Making in TASS is Authorized to Announce» (Производство образов в сериале «ТАСС уполномочен заявить»). Из сборника научных статей «Холодная война и телевизионные развлечения», Кембридж, 2016 г. (The Cold War and Entertainment Television, ed, Lori Maguire, Cambridge, 2016).

Перевод – А.С. / ссылка на английский текст

Несмотря на все возбуждающие моменты, когда действие чередуется между экзотической и авантюрной Африкой и уравновешенной спокойной Москвой, сами персонажи «картонны» и «обезличены». В то время как на американской стороне проводится чёткая граница между «честными» шпионами ЦРУ и аморальными авантюристами, стремящимися обратить вспять «народную революцию», Америка в целом изображена оплотом капитализма и империализма, врагом прогрессивной Африки, а те, кто представляет и Америку и Советский Союз, кажутся бесцветными фигурами. Злые американцы, как пишет Майлз (1988), настолько отвратительны, что совершенно не интересны.

Сериал открывается чтением официальной телеграммы из Нагонии с обращением к Советскому Союзу об экономической и иной помощи для предотвращения нависшей над страной угрозы вторжения. В результате американского посла вызывают в МИД и предупреждают, что, если контрреволюционные действия не будут прекращены, ТАСС выпустит официальное сообщение, в котором КГБ раскроет всю информацию об операции, тем самым выставив Соединенные Штаты в невыгодном свете. Затем идут титры, которые длятся около двух минут под электронную рок-музыку, напоминающую саундтрек из американского боевика конца 1970-х или начала 1980-х годов. Каждая серия длится около часа и всегда заканчивается на пике кульминации – кого-то увозят на допрос, или вдруг выясняется, что каждый сантиметр комнаты прослушивается, либо необъяснимо исчезает персонаж, который был под подозрением КГБ, – всё это с соответствующей напряженной музыкой.

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

За исключением первой серии, остальные девять открываются двух-трёхминутной ретроспективой, которая начинается с заявления о том, что американский агент под кодовым именем ТРИАНОН работает в Москве против африканского народа Нагония, передавая информацию ЦРУ. Между тем, героический генерал КГБ Константинов со своим верным заместителем Макаровым круглосуточно работают над его раскрытием и предотвращением контрреволюции. В оставшееся время вступительной части зрителям напоминают о том, что произошло в предыдущей серии, - и всё это голосом «официального объявления», очень похожим на низкий мужской голос, которым в советское время дублировались иностранные фильмы.

Борис Клюев в роли агента Трианона
Борис Клюев в роли агента Трианона
Борис Клюев в роли агента Трианона

Заключительная серия открывается немного иначе, ведь ТРИАНОН уже мёртв, но в остальном структура вступления остаётся прежней. Сериал завершается тем, что американского посла снова вызывают в Кремль, ему предъявляют улики, обнаруженные в квартире ТРИАНОНа, и зачитывают ультиматум, касающийся задержания Славина – он должен быть освобожден, послу сообщают также, что по событиям в Нагонии ТАСС сделает официальное заявление. Итак, Нагония спасена благодаря упорной работе КГБ. Здесь ясно, что КГБ – герой, в то время как настоящие враги советского государства, а именно Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика, которые связаны с бывшими нацистами и активно участвуют в торговле наркотиками, побеждены не силой оружия, к которому они готовы были прибегнуть сами, а интеллектом и остроумием.

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

Теперь давайте рассмотрим, почему «ТАСС уполномочен заявить» был показан именно тогда. Учитывая, что на советском телевидении ничего не демонстрировалось без учета возможных политических последствий, самое время задать вопрос, почему этот сериал появился именно в 1984 году, притом, что книга была написана пятью годами ранее? Для этого нам нужно взглянуть на советское вмешательство за рубежом и реакцию Запада.

В 1979 году Советский Союз вторгся в Афганистан. В то время как «ТАСС уполномочен заявить» следует обычной схеме прокси-войн в третьем мире в духе холодной войны, Афганистан отличался от других случаев из-за прямого участия СССР, который, согласно предписаниям доктрины Брежнева, пришел «по приглашению» для поддержки несостоятельного социалистически-коммунистического режима. В свою очередь, Запад и Китай последовали варианту прокси-войны, вооружив афганское сопротивление.

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

В 1982 году, после смерти Леонида Брежнева, политический покровитель Юлиана Семенова Юрий Андропов был назначен Генеральным секретарем и в его руках оказалась власть, в том числе право запускать сериалы. Стало быть, мы можем взглянуть на причины трансляции сериала с другого ракурса – с учётом вовлечённости Советов в дела Афганистана; мы пытаемся угадать, какое послание Андропов хотел транслировать посредством этого мини-сериала.

Отражал ли этот сериал желание Андропова раскритиковать советское вмешательство в Афганистан? Разве он не был сам обеспокоен тем, что СССР увяз в ситуации, которая всё больше превращалась в безвыходную?

А, может, он хотел подвергнуть критике китайско-американское сотрудничество, направленное на вооружение моджахедов против марионеточного режима в Кабуле, поддерживаемого Советами? Прибег ли Андропов в сериале «ТАСС уполномочен заявить» к варианту эзопова языка, желая заставить людей задуматься о происходящем за рубежом? Подобно тому, как Ленин использовал Японию в качестве зашифрованной метафоры имперской России, а нацистская Германия была для Юлиана Семёнова его собственной иносказательной «Японией», мы могли бы разглядеть в «Нагонии» андроповский Афганистан. В самом деле, Семёнов утверждал, что именно Андропов подсказал идею этого романа, к тому же Андропов был осведомлён о том, что в 1955 году Семенов побывал в Афганистане... И, может быть, из-за всего этого, из-за столь навязчиво проводимой антиамериканской пропаганды, сериал провалился, если сравнивать его с «Семнадцатью мгновениями весны»?

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

Вряд ли мы узнаем окончательный ответ, пока в советских архивах не будет обнародована какая-нибудь проливающая на этот вопрос информация. До тех пор мы можем быть уверены в одном: Юлиан Семенов, как в формате романа, так и мини-сериала, делал всё возможное, чтобы изобразить «главного противника», Соединенные Штаты, в худшем свете. Здесь, в отличие от «Семнадцати мгновений весны», нет оттенков серого. Всё в этом ярко раскрашенном сериале чёрно-белое, доброе или злое, и сразу видно, кто хорошие парни, а кто злодеи.

Американский профессор о сериале "ТАСС уполномочен заявить" - 2 часть

другие мои статьи и переводы: Почему не люблю широкий экран / Каким быть тексту о кино / Штирлиц под колпаком у западного зрителя / Немецкий профессор о Штирлице - первая и вторая и третья часть / Вивисекция культурных героев / Что значит "родное кино"? / Наши фильмы разучились говорить / Леонид Марков в фильме "Остров сокровищ" / "Нью-Йорк таймс" о советском кино в 1982 году / Следствие по делу о Знатоках / Жеглов - моя фамилия / Тихонов против Тихонова / Эдгар По на советском экране / Английская пресса о советском кино в 1983 году / Американский критик о фильме "Десять негритят" / "Пираты ХХ века": что думают о фильме американцы / А точно ли это Шерлок Холмс? / Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть / О фильме "Взорвать Гитлера" / Кайдановский против Ливанова: альтернативный Шерлок Холмс - 1 часть, 2 часть / и т.д.