Английский критик о фильме "Экипаж"

36k full reads
48k story viewsUnique page visitors
36k read the story to the endThat's 75% of the total page views
4 minutes — average reading time
Английский критик о фильме "Экипаж"

С начала 2000-х годов DVD с советской киноклассикой всё активней начали проникать на зарубежный рынок. И, конечно, дистрибьюторы не могли обойтись без рецензентов и кинокритиков, в руки которых всё чаще стали попадать фильмы жанрового, коммерческого кинематографа СССР, прежде неведомые им. Оказалось, что советское кино это не только Тарковский и Параджанов... Ранее я уже публиковал рецензию британского кинокритика Майкла Брука на советский фильм ("Завещание профессора Доуэля"), на этот раз вашему вниманию обзор фильма "Экипаж" (1979), одного из самых кассовых в истории советского кинопроката.

Майкл Брук - независимый автор, специализирующийся на британском и центрально-восточноевропейском кино. Постоянный участник журнала Sight & Sound. Уроженец Лондона.

Английский критик о фильме "Экипаж"

Фильм-катастрофа с примесью бытовой драмы

Английский критик оценивает советский фильм-катастрофу

Автор: Майкл Брук (Michael Brooke) – Великобритания, 2002 г.

Ссылка на оригинальный английский текст - https://www.thedigitalfix.com/film/dvd-video-review/air-crew/

…Увидев название «Экипаж», я сначала предположил, что передо мной фильм из категории драм о Второй мировой войне, к коим в советском кинематографе питали поистине безграничную любовь, наподобие «Торпедоносцев» или «Баллады о солдате», поэтому можете себе представить мое восхищение, когда фильм на самом деле оказался советским ответом на серию фильмов «Аэропорт». Полнометражный фильм-катастрофа, не в меньшей степени развлекательный, как и его западные аналоги, но который более чем компенсирует печальное (вполне оправданное) отсутствие актёра Джорджа Кеннеди разного рода увлекательными подробностями, раскрывающими социальный и культурный фон (Джорджа Кеннеди играл в американском фильме авиамеханика – прим. А.С., переводчика).

«Air Crew» (оригинальное русское название звучит как "Экипаж"; но его также называют The Crew и Flight Crew) был первой советской картиной в жанре фильма-катастрофы, и, насколько я могу судить, единственной. Несмотря на несколько презрительные отзывы критиков, которые полагали, что советская киноиндустрия должна быть в целом более высоко духовной и не заимствовать у Голливуда столь бесстыдным образом, это был большой кассовый хит.

Будто следуя примеру фильма «Плата за страх» (1953), сюжет «Экипажа» поначалу развивается довольно неспешно – самолета в течение первого часа мы почти не видим, практически всё действие сосредоточено на земле. Нам во всех деталях демонстрируют личную жизнь трёх пилотов, от действий которых впоследствии будут зависеть жизни людей. Излишне говорить, что учитывая характер фильма, нас погружают в самые разные бытовые неурядицы и личные травмы героев.

Английский критик о фильме "Экипаж"

Самый старший и самый опытный Андрей (Георгий Жженов) приходит в ужас, когда слышит, что его дочь не только беременна, но и отказывается выйти замуж за отца её будущего ребёнка; Валентин (Анатолий Васильев) переживает мучительный развод, который усугубляется тем, что он очень привязан к своему сыну; а Игорь (Леонид Филатов) предпочитает оставаться холостым, заманивая молодых стюардесс к себе в логово, которое, как я представляю, является советским эквивалентом холостяцкой квартиры космической эры, полной мигающих цветных гирлянд а-ля диско и с аквариумом.

Английский критик о фильме "Экипаж"

Хотя ни одна из деталей не является даже отдаленно необычной в контексте западного кинопроизводства, однако здесь они не могут не вызвать поистине странного и захватывающего чувства. У меня было ошибочным представление, будто незаконная беременность была запретной темой, пока десять лет спустя «Маленькая Вера» Василия Пичула не шокировала советскую аудиторию. То же и декор квартиры Игоря, который просто не поддается описанию: невозможно сказать, намеренно ли её оформили столь вульгарным образом или это так было задумано – показать вожделенную мечту аудитории.

Английский критик о фильме "Экипаж"

Если первая часть на самом деле тянется очень долго, даже принимая во внимание дополнительные удовольствия, которые заинтересованный западный зритель может получить от мелькания повседневной советской жизни конца 1970-х, не говоря уже о удивительно откровенной сексуальной сцене (я действительно не ожидал увидеть полуобнажённую женщину в фильме брежневской эпохи!), вы можете быть уверены, что ситуация заметно улучшится примерно на 70-й минуте, когда наш бесстрашный экипаж совершит рутинный перелёт в отдаленный горный городок Бидри.

К несчастью, едва они приземлились, в аэропорту Бидри произошло землетрясение, которое, в свою очередь, вызвало внезапные наводнения, пожары, разрушение линий электропередач и даже поток расплавленной лавы – это выглядит как одновременная дань уважения каждому американскому фильму-катастрофе 1970-х годов, возникающему в вашей памяти. Дальше – лучше, когда самолету, наконец, удаётся подняться в воздух – экипаж с ужасом обнаруживает, что они покинул Бидри не совсем в целости и сохранности, что их самолет начинает трещать по швам, и при этом они не могут найти аэропорт, который не был бы закрыт из-за сильных гроз.

Английский критик о фильме "Экипаж"

По сегодняшним CGI-стандартам спецэффекты не блестящи, но они, безусловно, сопоставимы с тем, что делалось в Голливуде до того, как в конце 1970-х компания Джорджа Лукаса «Industrial Light & Magic» кардинально расширила возможности – некоторые макеты несколько грубоваты и очевидны, но они не заставляют напрягать воображение, в них веришь. Режиссер Александр Митта мастерски создаёт и нагнетает напряжение, хотя сама кульминация (которую я не буду засвечивать) смотрится не слишком правдоподобно.

Тем не менее, Митте не очень удаётся связать обе половинки фильма вместе, чтобы вторая часть оправдывала длинноты первой. Я прекрасно понимаю, что он пытался создать намного более сложных и выразительных героев, чем нам обычно преподносят в фильмах о катастрофах (и в этом отношении «Экипаж» намного опережает «Аэропорт» и тому подобные фильмы), однако это практически не играет никакой роли, когда герои оказываются в самолете. Ни один из заявленных недостатков героев, которые мы наблюдаем на земле, не эксплуатируется до такой степени, как, например, в фильме «Плата за страх» (в котором напряжённость возрастает из-за того, что мужчины явным образом ненавидят друг друга, доводя ситуацию до самоубийственной), а пассажиры – это обычные архетипы и стереотипы, которые никак не раскрываются перед нами. В результате, если вы не особенно увлечены советскими бытовыми драмами, у вас есть весомая причина начать смотреть фильм, промотав первую половину.

Английский критик о фильме "Экипаж"

Однако не хочу быть слишком неблагодарным, поскольку фильм на всём своём протяжении необычайно радует, не говоря уже о том, что он увлекает с межкультурной точки зрения, и ко всему прочему эта картина не выходила на Западе, где русский кинематограф обычно представлен такими высоколобыми творцами, как Тарковский и Параджанов. Конечно, и у них есть свои немалые достоинства, однако ни один из них никогда не устраивал сцену взлета самолета с взлетно-посадочной полосы, которая быстро заполняется расплавленной лавой. И никто из них не работал с Альфредом Шнитке, самым важным советским композитором после Прокофьева и Шостаковича, чья нервная, резкая партитура является одним из многих подлинных удовольствий фильма. (…)

…К сожалению, из информации, представленной на диске невозможно ответить на вопрос, был ли одобрен сценарий руководством Аэрофлота заранее – последующие откровения об их надежности придали сценам с самолетом Аэрофлота, явно начинающим разваливаться в полете, слишком ужасный правдоподобный резонанс!

--------------------------

Английский критик о фильме "Экипаж"

Другие мои переводы англоязычных рецензий на наше кино: Английский критик о фильме "Завещание профессора Доуэля" / Их взгляд на нашего "Холмса"-6 / Американский критик о фильме "Десять негритят" / Английский критик о фильме "Большое космическое путешествие" / и т.д.