6425 subscribers

Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть

3,1k full reads
3,6k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 85% of the total page views
1 minute — average reading time
Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть

Читать 1 часть здесь

Адвокат Терразини делает ход первым

«Спрут» по-нашему

Александр СЕДОВ (с)

Актёр Микеле Плачидо очень полюбился нашему зрителю. Он не просто обрёл неземную славу на земле Пушкина и Достоевского, но стал нам как родной, а потом ещё и обрусел в кинематографическом смысле, когда после «Спрута» снялся в «Афганском изломе» (1991) в роли советского офицера. Зная об этом, начинаешь смотреть на итальянский телеэпос иными глазами. Чем больше счёт сериям, тем сильнее подтачивает желание найти параллели с советским кинематографом тех лет: а смогли бы мы также? Ведь советский «Холмс» сумел убедить англичан, так удалось бы нам подобное на итальянском материале? Уж больно колоритны и притягательны характеры.

После долгого и многократного просмотра «Спрута» итальянские актёры начинают восприниматься родными лицами. Даже негодяй Терразини и тот – хорошо знакомый нам свинтус. Как говорится, в семье не без урода, тем более в мафии. И вот уже мысленно примериваешь любимых советских актёров к галерее «спрутовских» лиц.

В процессе мыслительного эксперимента вдруг открываешь удивительные схождения, но и дикие расхождения не только между советским и итальянским кино (и телевидением), но и, говоря шире, между советским миром и миром итальянским, а выражаясь прямо – между советским социализмом и итальянским капитализмом. Именно так – удивительные схождения и дикие расхождения.

Начнём с упомянутого адвоката Терразини, главного антагониста на протяжении первых трёх «Спрутов». Итак, кто из наших актёров мог бы его сыграть – максимально близко к характеру, к рисунку роли, к внешности? Кто из русских актёров 1980-х сумел бы влезть в шкуру этого коварного, хитрого, как лис, адвоката – с узкими щёлками глаз, скользкого, как угорь, и опасного, как змея, способного желчно язвить и одновременно источать средиземноморское радушие? Задача не из лёгких. Подобные человеческие типы оттачивались столетиями пряным сицилийским бризом, полировались лучами слепящего солнца, закалялись ежедневным зноем и консервировались прохладной тенью старинных палаццо… Их живучесть и изворотливость – плод многовековых торговых сношений, где честная сделка и крупный обман не знают строгих границ, как не имеет чёткой границы набегающая морская волна.

Терразини, самый сицилийский из всех сицилицейцев в «Спруте», сумел подчинить себе и лесть и насилие, и даже ухватить бога за бороду – чуточку государственной власти в Риме – мечта амбициозного провинциала и месть островитянина материку. Поразительно, но этого колоритного дельца, утверждающего, что «Италия меньше, чем Палермо», сыграл приглашённый иностранец – французский актёр Франсуа Перье. Значит ли это, что русский артист в этой роли не такой уж нонсенс?

Прежде чем самому ответить на этот вопрос, хочу выдвинуть кандидатуры из советских актёров 1980-х на другие роли в "Спруте". Самые для меня очевидные. А Терразини оставить на закуску.

Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть

Итак, самые бесспорные, на мой взгляд.

По интернету несколько лет как бродит сравнение графини Ольги Камастры с женщиной Фокса из фильма "Место встречи изменит нельзя". Обе – коварные, красивые, умные женщины, готовые ради своих мужчин пойти на большой риск... и в результате попадают в ловушку. Налицо - большая внешняя схожесть и близкий темперамент. Знакомый для советского кинематографа типаж, да ещё на отечественном материале.

Татьяна Ткач в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Татьяна Ткач в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Татьяна Ткач в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Флоранда Болкан в фильме "Спрут"
Флоранда Болкан в фильме "Спрут"
Флоранда Болкан в фильме "Спрут"

Другим стопроцентным попаданием я бы назвал полковника Феретти, если бы его роль исполнил Юрий Яковлев. Феретти возглавляет секретное подразделение в прокуратуре Италии по борьбе с мафией. Он интеллигентен, осторожен, умён и предельно честен. Правда, эти качества не спасают его и он погибает. Его смерть ещё раз подтверждает простую мысль: только такой "кручёный" парень как Коррадо Каттани способен в борьбе с организованной преступностью дотянуть до четвёртого "Спрута".

Серджо Фантони в фильме "Спрут"
Серджо Фантони в фильме "Спрут"
Серджо Фантони в фильме "Спрут"
Юрий Яковлев в фильме "Мы, нижеподписавшиеся"
Юрий Яковлев в фильме "Мы, нижеподписавшиеся"
Юрий Яковлев в фильме "Мы, нижеподписавшиеся"

Герой Юрий Яковлева в фильме "Мы, нижеподписавшиеся" - всего лишь честный чиновник. В условиях советского социализма ему незачем шифровать целый отдел прокуратуры, лавировать между начальством, ведя священную войну с мафией. Он просто по мере сил честно исполняет свои обязанности внутри большого бюрократического механизма. Переступить через ведомственную инструкцию для него шаг почти невозможный, но если затронута его принципиальность, он совершает этот подвиг, не оглядываясь на последствия.

продолжение следует...

Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть

близкие по теме мои статьи: "Ограбление по, или Кинодетектив под подозрением" - часть 1, часть 2 / Тихонов против Тихонова (экранизации романов Вайнеров) / Жеглов - моя фамилия / Ну и рожа у тебя, Шарапов / Деликатный детектив на фоне революции / Следствие по делу о Знатоках - часть 1, часть 2, часть 3 / О милицейских кинодетективах / и другие материалы