6490 subscribers

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

20k full reads
30k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 65% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Минуло несколько десятилетий, но эту экранизацию романа Агаты Кристи до сих пор помнят и до сих пор пересматривают...

Александр СЕДОВ (с) кинозаметки

АНГЛИЯ. 1984 год. Утро. Замок Байден-холл. Неизвестный подбросил в кабинет главы семейства Фортескью связку дохлых птиц. Никто не догадывается, что эта глупая выходка грозит скорым несчастьем. За завтраком старик Фортескью несносен, раздражителен и груб сильнее обычного. Его сын Персиваль просит прощения за отца перед домочадцами. Но старик ещё крепкий самодур – владеет и управляет крупной промышленной фирмой. Он садится в «Мерседес» и мчится в Лондон, в Сити у него офис. Под стрекот пишущих машинок и ксерокса, за чашкой кофе и чтением «The Financial Times» Фортескью-старший скоропостижно умирает. Судмедэксперт профессор Беленсдорф приходит к заключению: отравление.

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Так начинается фильм «Тайна «Чёрных дроздов». In media res, с динамично исполненной завязки, без длинного пролога. На широком экране, под музыку из смеси электроники и английских охотничьих рожков – мелькают старинный замок, улицы современного Лондона, вежливые полисмены в традиционных фетровых шлемах, представители высшего сословия и их слуги – и все поголовно со странностями. Традиции и современность вперемешку, почти как в британском сериале «Инспектор Морс», который явится на английское телевидение года через три (у нас его начнут показывать в 1990 году), и расследования в котором будут вестись в старинном Оксфорде. Словом, почти настоящая Англия.

В выдуманной советскими кинематографистами Англии фильм «Тайна «Чёрных дроздов» занимает не самое центральное место, но и аутсайдером его не назвать. После премьеры минуло несколько десятилетий, но эту экранизацию романа Агаты Кристи до сих пор помнят и до сих пор пересматривают – притом, что за минувшие годы в нашем телевизоре успели перебывать десятки английских сыщиков, включая Пуаро и Марпл, из самых настоящих английских сериалов. И не по разу. А общее количество показанных серий просто не поддаётся учёту. И всё же эта киноверсия живёт и здравствует в нашем коллективном мифе об Англии.

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Что же в этом фильме такого особенного? Этот вопрос когда-то застал врасплох советских кинокритиков. Неприятным сюрпризом для них явился большой зрительский успех этого детектива. И не просто успех, а триумф! Среди всех доморощенных «английских» кинолент – эта по кассовым сборам поднялась выше остальных, забрав призовую бронзу за 1984 год. До третьего места в своё время не дотянулся ни «Гамлет» Козинцева (14 место в 1964 г.), ни «Стрелы Робин Гуда» (4 место в 1976 г.), ни позже «Чёрная стрела» (4 место в 1985 г.). Ни даже сенсационный триллер «Десять негритят» (5 место в 1988 г.), насладился которым каждый восьмой житель СССР. Но и это на два миллиона оказалось меньше, чем у «Тайны «Чёрных дроздов».

Итак, в 1984 году больше 35 миллионов человек купили билеты в кинотеатр, чтобы увидеть, как в английском королевстве с левосторонним движением некий честолюбец угрозами и убийствами прокладывает себе путь к наследству. Истинное торжество капитализма и детективного жанра.

Перед премьерой режиссёр Вадим Дербенёв дал признательные показания журналу «Советский экран» (№1, 1984 г.):

«Забегая вперёд, скажу, что со своей «детективной задачей» «не выдавать преступника» нам, кажется, удалось справиться. На «Мосфильме» прошло несколько консультативных просмотров картины, на которых искушённые зрители, в том числе профессиональные сыщики, до самого финала развязку предвидеть не могли.

Фильм снят по мотивам романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи», который у нас в стране не издавался. Действие в нём происходит в пятидесятые годы, но сюжет так сконструирован, что героев Агаты Кристи мы смогли перенести в дни сегодняшние… Так что перед зрителем предстанет Англия-84, с её социальным укладом жизни, современными костюмами, причёсками и многими общественными проблемами. А разве возможно нынешнее время без политики? Так что нашу картину по жанру можно отнести к детективу политическому.

Будущий зритель увидит на экране убийц и убитых, специалистов по промышленному шпионажу, безвинных жертв гангстеров от политики…»

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Поначалу критика встретила новый кинодетектив вполне благожелательно. Коллизии были остросюжетными, а реалии – иностранными. Подобные вещи нечасто соединялись на советском большом экране. Отмечали крепкую режиссуру и яркие актёрские образы. Журнал «Искусство кино» выделил несколько страниц под рецензию этого зрительского фаворита:

«У фильма «Тайна «Чёрных дроздов» есть обаяние хорошо, добросовестно (здесь подходит даже слово «старательно») рассказанной истории, – отмечал кинокритик А. Аронов. – Социальные и психологические характеристики персонажей в нём производятся не сами по себе, а там и тогда, где и когда без этого не продвинешься дальше, к разгадке».

Рецензент остался доволен детализацией «английского мира» и общей его атмосферой:

«Англичан вообще играть трудно. Они какие-то такие особенные, такие чёткие, определённые в своём облике и также в то же время экстравагантные, что нам угодить здесь не просто. (…) Так вот, не будучи близко знаком с лордами в своём повседневном быту, я в данном случае остался вполне удовлетворён тем, как сыграли актёры представителей туманного Альбиона» (А. Аронов. Маленькие секреты больших «тайн». – в журнале «Искусство кино, №9, 1984 г.).

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Герои фильма врезались в память, даже возникнув в нём ненадолго. В каждом была найдена острая черта, каждому была подобрана яркая краска. Всеволод Санаев в роли главы семейства Фортескью появлялся лишь в первых сценах, до своего отравления, но успевал с утра пораньше отравить жизнь всем домочадцам. Добавленная носу горбинка, резкие манеры, - и вместо привычного актёра Санаева (добродушного полковника Зорина из милицейских детективов) грубо острил и гоготал над своими дурацкими шутками английский миллионер с причудами.

Тоже самое можно сказать и в отношении других, не самых центральных героев. Например, дворецкого Кремпа в исполнении Бориса Новикова: «Опять не в своём уме», - диагностирует он манеры своего хозяина. И тут же строит глазки молоденькой служанке Глэдис. «В Англии все – сумасшедшие», - не без самоиронии заметил Шекспир в пьесе «Гамлет». Здесь тоже – все со странностями, с чудинкой.

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Надо заметить, что этой картиной киностудия «Мосфильм» и режиссёр Дербенёв опередили самих англичан. В компании Би-Би-Си за роман «Карман, полный ржи» взялись годом позже: сериал про старушку Марпл только запускался, и очередь до убийств в богатом семействе Фортескью дошла не сразу. Но как это нередко случается у нас – успех бывает наказуем. Минуло всего пару лет и картину настигла кара. Месть кинокритиков оказалась ужасной. Самые передовые из них настолько ополчились на всё жанровое кино, на детективы про заграницу в частности (особенно политические), что без тени сомнения заложили под всем этим фугасный снаряд огромной разрушительной силы. И пятилетку спустя советской Выдуманной Англии не стало.

В 1986 году, на заре Перестройки видный кинокритик Виктор Дёмин, потрясая кулаками, потребовал от государства прекратить финансировать «наши фильмы про их жизнь». Фильм «Тайна чёрных дроздов» (1983), один из чемпионов кинопроката, он прямо назвал «контрабандной», имея в виду, что лучше закупить настоящую английскую экранизацию романа Агату Кристи, чем клепать свои подделки – как будто одно исключает другое.

«…В основе нынешнего поворота, как говорят, всем лицом, к продукции жанровой лежит здоровое начало, которое, как это часто бывает у русского человека, переходит все границы. Потому что если вчера запрещали все детективы, сегодня – давай только детективы! (…) – заявил Виктор Дёмин в московском Центральном Доме работников искусств. – Но какой толк снимать с проката Агату Кристи, сделанную в Англии, с тем чтобы выпускать на экран Агату Кристи, сделанную советским режиссёром Дербенёвым? <аплодисменты> Сейчас режиссёр Дербенёв после необыкновенного взлёта в «Змеелове» снова вернулся к любимой своей стезе и опять делает новую «контрабандную» картину. (…) <Режиссёр Александр Орлов снимает> экранизацию романа Бальзака «Гобсек» по сценарию Капралова, очень «своевременная» картина. Видимо, они так стяжательство будут обличать. <аплодисменты> Я думаю, что в Молдавской республике мы сможем найти более актуальные примеры так называемого стяжательства». / Полностью выступление секретаря Союза кинематографистов СССР Виктора Дёмина на встрече в ЦДРИ в 1986 г. можно услышать на портале «Свидетель».

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

Передовые деятели культуры активно разворачивали отечественную киноиндустрию от жанровых, зрительских, развлекательных картин к замысловатому и вычурному авторскому кино, но прежде всего – к обличительным фильмам Перестройки. Ничто не должно было отвлекать граждан от острой критики общества, в котором они живут.

Призыв известного кинокритика и одного из секретарей Союза кинематографистов был услышан и исполнен несколькими годами позже. Правда, вместе с госзаказом на экранизации зарубежной беллетристики прекратило существование и само государство, а вместе с ним и советский кинематограф. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Фильм "Тайна "Чёрных дроздов": от хвалы до поругания

другие мои статьи и переводы: Выдуманная Англия - наше английское кино / Агата Кристи на русском экране / Инспектор Морс - чужой среди своих /Американский критик о фильме "Десять негритят" / Сериал "Шерлок в России" - англичанство с акцентом / "Место встречи": настоящее и подделка / Англия, которую мы потеряли: о британских сериалах 1980-х / Монк после Коломбо: сыщик со странностями / Наши сериалы-экранизации / О фильме "Вторжение" / и другие.