Как возродить детский кинематограф?

877 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
877 read the story to the endThat's 75% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Как возродить детский кинематограф?

Перезагрузка детского кино – 2.0

Александр СЕДОВ (с)

Популярность фильма «Гостья из будущего» феноменальна, хотя не абсолютна. Есть зрители, мимо которых этот фильм проскочил незамеченным. Как правило, это поколение, которые в 1985-м уже не были детьми, но и взрослыми еще не стали.

Кому-то «Гостья» показалась пресной, надуманной и даже китчем. Некоторые преданные почитатели Кира Булычёва обиделись на авторов фильма за то, что сказка воплотилась на экране неубедительно, тускло, в особенности, по их мнению, из-за малобюджетности пострадал мир Будущего.

Недовольных и равнодушных, которых, всё же, меньшинство, я перечислил только за тем, чтобы тут же удалить их за скобки разговора (как и выдвигаемые ими аргументы). На мой пристрастный взгляд, их реакция на фильм, больше случайна и продиктована каким-то фатальным несовпадением обстоятельств собственной жизни с просмотром «Гостьи», и, надеюсь, этот фатум когда-нибудь от них отступит.

Есть еще одна категория критиков и антагонистов – те, кто лучшим фильмом детства называет «Приключения Буратино» (1975). В пику тем, кто таковым считает «Гостью из будущего». Ярче всего их противостояние выявляется в полемике в социальных сетях. Не решусь принять сторону ни одной из этих «футбольных команд», ибо душа моя принимает оба кинопроизведения, причем, именно в качестве вершин. Или, дабы не впасть в ересь рейтинговщины, - как два архетипических кинофеномена, два киномифа.

Как возродить детский кинематограф?

Третьей вершиной я бы назвал кинодилогию «Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной» (1974), которая, мне кажется, стоит вровень с вышеназванными фильмами. Все три картины со временем обрели статус культовых, начали восприниматься знаменем своего поколения, свидетельством того, что у зрителей этих лент тоже было детство. И чем больше взрослеют преданные фанаты, тем больше им кажется, что любимый фильм – своеобразная квинтэссенция их мира детства.

Как возродить детский кинематограф?

Время парадоксально, а время фильма «Гостья из будущего» парадоксально вдвойне. Как сказал бы Эйнштейн, всё дело в наблюдателе, то есть во мне (в данном случае), так как во время просмотра «Гостьи из будущего» моё «я» раскидано по нескольким мирам, эпохам и временам:

Я – зритель из «сегодня», из текущего настоящего. Но течет это настоящее из прошлого 1985 года, в котором я жил, носил такой же пионерский галстук и такую же школьную форму, и, в общем, был почти ровесником героев. И потому отчасти смотрю на моё текущее настоящее оттуда, из реальности 1985 года. А течет моё настоящее – в будущее, которое в фильме обозначено 2084-м годом. И, в общем, это будущее мне тоже не чужое: я подглядел его через слегка приоткрытую дверь машины времени…

Как возродить детский кинематограф?

Приблизительно так можно описать формулу моего одновременного пребывания вовне и внутри фильма, и, полагаю, этот мой опыт не уникален и, как минимум, к чему-то подобному причастны многие зрители моего поколения.

Итак, мы распрощались со сказкой о настоящем и будущем, каким оно виделось из 1985 года. Минуло двадцать лет – наступило Будущее (как было сказано в одном советском мультфильме), но другое, образца примерно 2005 года. И, вот, новая киносказка о дне сегодняшнем и о том, чему быть и как этого миновать. И, какое совпадение! – главные герои будто повзрослевшие ученики 6 «в». Им около тридцати лет, у них интересная и необычная работа с вызывающими головокружение перспективами. Вечно не выспавшиеся трудоголики, они повелевают судьбами мира, однако жизнь – странная штука! – поделила их на «Ночной» и «Дневной дозор».

Как возродить детский кинематограф?
Как возродить детский кинематограф?

«Дозоры» режиссёра Тимура Бекмамбетова оказались, пожалуй, самым ярким киновпечатлением тех лет. Не только применительно к сказочно-фантастическому жанру. Они удивительно выпукло отразили время. Сказка о корпоративных войнах «добра» и «зла» оказалась по-настоящему взрослой, пугающей и захватывающей, но как во всякой сказке, апеллирующей к мифологическому уровню сознанию зрителя, было в ней что-то наивно-детское. Может быть, шанс изменить ход истории – личной и отчасти общественной, чем главный герой в итоге воспользовался. Однако что с героем стало дальше, и как сложилась судьба улучшенного им мира – ясно не совсем. Живём ли мы с той поры в чуть более новом и чуть более прекрасном мире? Или то была сказка, которая всего лишь привиделась нам?

Пролетели ещё десять-пятнадцать лет. Настала пора решать, каким быть сказке для детей, а именно детскому кино. Решать по-взрослому. В моём поколении (и в других, близких по годам поколениях) выросли режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги, блогеры и просто сочувствующие. Заматерели настолько – что по силам вершить историю, править судьбой планеты уже не только в сказке.

Кажется, это настроение уловили даже в Кремль, и вот в середине октября 2019 года президент Путин даёт правительству (волшебного пенделя) поручение:

«В перечне поручений, опубликованном в среду на сайте Кремля, глава государства потребовал от правительства «рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов». Он ждет доклад на этот счет до 20 декабря от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева» (ссылка).

Поразительно, но эту осторожную инициативу моментально осудили статусные киноведы, заявив, что «всё это распил» и что «не надо пугать нас вампукой под названием «возрождение детского кино» (из заявления киноведа Вячеслава Юрьевича Шмырова в фейсбуке от 19 октября 2019 г.). Хотя сами эти киноведы за много лет не написали ни одной статьи на тему проблем детского кинематографа в России. Они люди взрослые, а эти «детские» проблемы их не волнуют. Не знаю всей подоплёки подобных заявлений. Возможно, причина в желании стать в позу оппозиционера к любой инициативе государства…

Так или иначе, но детский кинематограф продолжает пребывать в ситуации неопределённости. Эта неопределённость уже чуть менее абсолютная и чуть менее трагичная, чем несколько лет назад. Время от времени появляются новые фильмы для детей, некоторые из них довольно неплохие, а некоторые мы даже видим в кинотеатрах, и не только на фестивальных площадках, как, скажем, трилогию «Частное пионерское» (реж. А. Карипловский) или фильмы проката 2019 года – «Бегство рогатых викингов» (И. Белостоцкий) и «Сестрёнка» (А. Галибин). И всё же, по большей части, прилагаемые усилия по возрождению отечественного детского кинематографа напоминают партизанщину с неясным и переменным успехом. Проводятся научные конференции и круглые столы, устраиваются баталии на эту тему в фейсбуке и прочих сетях.

"Частное пионерское-2"
"Частное пионерское-2"
"Частное пионерское-2"
"Бегство рогатых викингов"
"Бегство рогатых викингов"
"Бегство рогатых викингов"
"Сестрёнка"
"Сестрёнка"
"Сестрёнка"

Детский кинематограф в России вроде кота Шрёдингера – вроде он есть, а вроде его нет. Кажется, снимается в год уже какое-то более-менее приличное количество фильмов, но этого количества в информационной сфере не заметно. Регулярно создаются новые серии киножурналов «Ералаш», но это мало кому известно и интересно. Прокат как бы есть, но с другой стороны – его нет. Кажется, что наличествуют специализированные телеканалы для детей, но их существование на фоне основных телеканалов теряется. У всех есть интернет, но выложенное в нём детское кино не становится фактом всеобщего внимания и обсуждения (к счастью, немного поколебал эту ситуацию фильм «Частное пионерское»). Кажется, существует киностудия имени Горького, но как флагман детского и юношеского кино, пожалуй, нет (в отличие от советских времён). Кажется, что отдельные энтузиасты начинают собираться вместе, выдвигают инициативы и предлагают проекты, но всё это пока напоминает подготовку к старту.

Каким должно быть детское кино? Должно ли оно отличаться от семейного? О чём должны быть фильмы? В каком жанре и с каким бюджетом? Нужно ли пытаться конкурировать с Голливудом или нам следует уступить, подвинуться в сторону и уйти в свою нишу? Какой жанр должен быть в приоритете – «школьное и проблемное кино» или «приключения и фантастика»? Эти вопросы пока повисают клочьями тумана в неясной и неопределённой системе координат.

Не думаю, что мы сможем найти на все вопросы ответы. Они, пожалуй, слишком специализированные для такого приблизительного разговора, как наш. И, тем не менее, я бы хотел, чтобы высказалось как можно больше народу. Для зачина разговора я предлагаю всем желающим в комментариях назвать один-два своих самых любимых детских отечественных фильма (советского или современного российского производства).