6427 subscribers

Михайло Ломоносов на экране

9,3k full reads
10k story viewsUnique page visitors
9,3k read the story to the endThat's 85% of the total page views
3 minutes — average reading time
Михайло Ломоносов на экране
Михайло Ломоносов на экране

Александр СЕДОВ (с)

13 ноября 1986 года на телевизионные экраны страны вышел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов». До сих пор эта лента остаётся одной из вершин исторического кино и телевизионного искусства.

К тому времени зрителям были знакомы две кинобиографии Ломоносова. Фильм «Михайло Ломоносов», снятый в 1955 году на «Ленфильме» Александром Ивановым, и не успевшая ещё забыться киноверсия 1980 года – фильм «Дым Отечества» режиссёра Ярополка Лапшина (Свердловская киностудия).

Лента 1955 года начиналась с возвращения учёного из Европы в Санкт-Петербург и сосредотачивала внимание на достижениях зрелого Михаила Васильевича. Запоминались стычки Ломоносова с придворной камарильей и академической братией: актёр Борис Ливанов с темпераментом Ноздрёва (которого он сыграл позже) раздавал глупцам тумаки и блистал афоризмами. Свой мужицкий нрав Ломоносов демонстрировал недругам, завязывая в узел кочергу. А инсценировки опытов и сегодня с успехом могут исполнять роль видеопособий на школьных уроках химии и физики.

Михайло Ломоносов на экране
Михайло Ломоносов на экране

В 1980 году режиссёр Ярополк Лапшин ставит фильм «Дым Отечества», где прибегает к «незаконному» в биографиях приёму, но выигрышному с точки зрения драматургии. Он отправляет степенного и заслуженного Михаила Васильевича в отпуск на свою малую родину, в деревню Холмогоры. Сюжетный ход целиком выдуман постановщиками — подобного эпизода в жизни Ломоносова не было.

В пути Михаил Васильевич предаётся воспоминаниям: как втайне от отца читал первые книги, как искал первые в своей жизни мировоззренческие опоры, в том числе у старообрядцев, готовых на самосожжение ради «истинной веры». Достоверных сведений о жизни юного Михайло сохранилось немного, поэтому авторы внесли в сюжет более поздние легенды, собственные допущения и фантазии. Несмотря на лакуны жизнеописания, фильм достигал цели — демонстрировал личность крупную, талантливую и волевую и в то же время искреннюю, не утратившую связи с землёй предков. Вернувшись в опустевший отчий дом, Ломоносов подводит итог жизни: да, в личной жизни он не слишком счастлив, зато преуспел в науках.

Михайло Ломоносов на экране
Михайло Ломоносов на экране

Телефильм Александра Прошкина задавал иной масштаб повествованию. Авторы сериала решались на амбициозную задачу — реконструировать жизненный путь Ломоносова целиком, без изъятий. Вторым главным героем фильма становилась эпоха.

Прошкин взял на главную роль трёх актёров разного возраста. В одном герое зритель поочерёдно видел пытливого подростка, дерзкого студента, учёного мужа. Смена жизненных вех следовала за духовной эволюцией героя. Судьба учёного сопрягалась с ускоренным историческим развитием России. Пожалуй, ни в какой другой исторической фигуре не была столь выразительно запечатлена поступь русского XVIII века.

В девять серий сценаристы уложили всю сознательную жизнь героя: отрочество в поморской деревне, учёбу в московской семинарии, стажировку у европейских светил за границей, наконец, академические вершины. Один лишь краткий перечень научных свершений Ломоносова, время от времени зачитываемый режиссёром Прошкиным за кадром, потрясает широтой охвата, смелостью поставленных задач и дерзостью сформулированных гипотез.

Не менее поразителен и список забвения. Многие  достижения учёного после его смерти оказались забыты, переоткрыты зарубежными коллегами заново десятилетиями спустя, а начинания заброшены. «Ломоносов намного опередил свой век», —  сообщает голос на фоне дворцовых красот Петербурга, однако нам от этой констатации невесело.

Михайло Ломоносов на экране
Михайло Ломоносов на экране

Особенно не по себе после финального эпизода: вдавленный в постель, освещённый чахлым пятнышком света, на смертном одре Ломоносов диктует письмо для Екатерины II, в котором просит императрицу поддержать дело его жизни, академию, основанный им университет и отставить от науки паразитирующих бюрократов.

Весь свой недолгий век Ломоносов шёл к главной цели своей жизни — к познанию мира. Напролом, с мужицким напором, не стесняясь прямоты суждений и не боясь нажить врагов. Постановщики ясным пунктиром прочертили траекторию Ломоносова сквозь фильм. Вот он идёт в незастёгнутом полушубке с рыбным обозом в Москву — уверенно, шагает прямо на зрителя, навстречу судьбе. Тем же уверенным шагом проходит он Германию, от княжества к княжеству, от одного учёного к другому. По коридорам петербургской академии в расшитом камзоле — на учёный совет, дабы распечь приспособленцев и казнокрадов. По регулярному парку — на аудиенцию к императрице. Угрюм, сосредоточен, погружён в думы. Он в движении, в физическом и умственном, как его кумир царь Пётр. Как иллюстрация сформулированного им же, Ломоносовым, закона о сохранении энергии.

Даже когда он недвижим внешне — затаив дыхание наблюдает в телескоп за прохождением Венеры по диску Солнца или допоздна засиживается в своём кабинете, или усталый и больной в полуобморочном оцепенении, — его мысль всё равно стремительно бежит. Эту особенность прекрасно передал в зрелом Ломоносове актёр Виктор Степанов. Легко поверить в то, что даже шёпот этого обессиленного человека способен двинуть науку вперёд.

Михайло Ломоносов на экране
Михайло Ломоносов на экране

Подобно мозаике из ломоносовской мастерской, сериал также предстаёт масштабным эпическим полотном. В нём есть место и былинному сказанию, и парадному портрету в золочёной раме, и вспышкам громового характера. Столкновения с ничтожными интриганами — такими, как директор академической библиотеки Иван Шумахер, перемежаются встречами с великими современниками — с Феофаном Прокоповичем, с математиком Леонардом Эйлером, с поэтами Василием Тредиаковским и Александром Сумароковым. Фильм не обошёл и любовно-лирическую сторону жизни Ломоносова, без которой рассказ остался бы неполным.

Постановщикам удались две на первый взгляд противоположно стоящие задачи — дать подробную иллюстрацию исторической эпохи Ломоносова и в то же время закрутить события в динамичную пружину. Несмотря на обилие деталей и маскарад персон, несмотря на то что Ломоносов предстаёт в трёх ипостасях, жизнь учёного в сериале Прошкина воспринимается единой драмой. Уже в первых рецензиях отмечалось удачное соединение в фильме игрового и хроникального начал, драмы и просвещения. Критики вспоминали зарубежный прототип, который не могли не знать постановщики, — итальянский сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971 год), — он не раз шёл по советскому телевидению, — и признавали, что «Михайло Ломоносов» как явление искусства шагнул дальше. С этой и с многих других точек зрения этот биографический фильм можно считать образцовым. А по большому счёту и уникальным — ведь до сих пор его успех никто не повторил, тем более не превзошёл.