Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г. | Александр Седов | Яндекс Дзен
6426 subscribers

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

Рецензия на фильм «Paris After Dark» / «Париж после наступления темноты», реж. Леонид Могуи, 1943 г.

Герои и предатели в оккупированном Париже

Александр СЕДОВ (с) рецензия / октябрь 2021 г.

За 66 лет до того, как тарантиновские «Бесславные ублюдки» разделались в Париже с Гитлером, направо-налево круша и снимая скальпы с нацистов, на голливудской студии «20 век Фокс» был создан скромный чёрно-белый фильм о французском сопротивлении. Если Квентин Тарантино творил с постмодернистской усмешкой на губах, ничуть не заботясь о правдоподобии, то Леонид Могуи, режиссёр фильма «Париж после наступления тьмы», не мог не сознавать, что снимает картину для современников, многие из которых ещё и очевидцы бедствий и даже беженцы. Разумеется, свой фильм Могуи создавал не столько для увеселения публики, сколько для мобилизации общественного сознания. На дворе стоял 1943 год, во многих отношениях переломный для Второй Мировой войны. Гитлеровские войска только что потерпели сокрушительное поражение в Сталинграде, всё больше разговоров велось вокруг открытия второго фронта в Европе. Все понимали, что союзники готовят высадку на побережье Франции. Предстоят большие потери – и американским гражданам следует доходчиво объяснить ради чего.

В прологе мелькают хроникальные кадры: немецкая армия занимает Париж, маршируя под триумфальной аркой. Затем (и это уже не хроника) мы видим, как молодой парижанин расклеивает воззвания к соотечественникам – его замечает немецкий патруль, отчаянная погоня, его быстро настигают и расстреливают. Несколькими штрихами рисуется картина ежедневного существования под оккупацией. Все всё видят и понимают.

Филипп Дорн в роли Бланшара
Филипп Дорн в роли Бланшара
Филипп Дорн в роли Бланшара

Завязка фильма проста и в то же время ставит героев перед сложным жизненным выбором. Спустя два с половиной года из немецкого плена возвращаются на оккупированную родину французские солдаты, без оружия, без кокард, без чести (подозреваю, что военных отпустили по соглашению с маршалом Петеном и правительством в Виши). Среди них и Жан Бланшар (Филипп Дорн), на вид крепыш, как бык, но, как выясняется, с подорванным в лагере для военнопленных здоровьем. Ему бы и пожить сейчас по-человечески, по-семейному тихо. Дома его ждёт красивая жена Ивонна (Бренда Маршал), её брат и родители. Позади горькое поражение и долгий плен. Нацистская армия торжествует в Европе. Войну не переиграешь.

справа - Ивонна (Бренда Маршал)
справа - Ивонна (Бренда Маршал)
справа - Ивонна (Бренда Маршал)

А Париж продолжает жить: люди ходят на работу – рабочие на завод, врачи – в госпиталь, цирюльник – по-прежнему бреет и стрижёт, не закрыты даже знаменитые парижские кафе, куда после трудового дня заглядывают местные жители, чтобы за разговором пропустить стаканчик. Но некоторые новости острожные парижане предпочитают обсуждать, забаррикадировавшись в подвале. Работает местный комитет Сопротивления. Ивонна – активный участник движения. Медсестрой она помогает главврачу в госпитале, а вечером – тому же человеку уже как лидеру подпольщиков. Смешать все карты рискует вернувшийся муж – психически надломленный, свыкшийся с поражением, подозрительный в отношении вечерних отлучек своей супруги.

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

«Подпольный обком действует», - так мог называться этот фильм, если бы режиссёр Могуи, уроженец Одессы по имени Леонид Могилевский, не эмигрировал в конце 1920-х из СССР, а продолжал трудиться в советском кинематографе (когда-то он был сподвижником Александра Довженко и Дзиги Вертова). В фильме Могуи нет ничего, чего не могло быть в советской картине, если бы наши кинематографисты в 1943 году взялись снимать не фронтовую сагу о дружбе «Два бойца», а про невидимый фронт в далёком Париже. На удивление ударно показан заводской пролетариат – точно как в учебниках по марксизму, при малейшей возможности готовый выступить с забастовкой. Немецкий комендант полковник Пирош (Роберт Льюис) и его сподручные изображены в духе зловещей карикатуры Кукрыниксов и советских боевых киносборников.

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

Даже предатель и доносчик замечательно вписывается в советский канон: он не из заводских рабочих, а парикмахер с зализанными волосами, представитель фейшн-индустрии, разыгрывает из себя весельчака-ловеласа. Врачи, верные спасители человечества, здесь на стороне добра – серьёзны и отважны. Если верить найденной в интернете справке, сценарист Гарольд Бухман симпатизировал левым настроениям и потому подпольщиков изобразил по образцу, возглавляемого коммунистами Национального фронта.

При всей наивности и плакатности фильма, при всём его мелодраматизме (чего не могла избежать почти ни одна голливудская картина того времени), «Paris After Dark» смотрится очень крепко сработанной картиной, с хорошим сценарием и достойными актёрскими работами. Не обойдены вниманием сложные мотивировки героев, даже если действовать им приходится прямолинейно. Война ставит перед выбором - на чьей ты стороне.

Париж под оккупацией: Голливуд о Сопротивлении в 1943 г.

В этой связи психологическое перерождение главного героя, несмотря на трагический конец, дарит надежду на скорое избавление от нацистов. С этим, очевидно, совпали и настроения зрителей. Тот редкий случай для Голливуда, когда фирменный «happy end» не мог быть принят ни создателями, ни публикой, и гибель героя смотрится ужасной, но необходимой жертвой.

другие мои статьи и переводы: "Легавый": Ален Делон - впервые комиссар полиции / О немецком фильме "Взорвать Гитлера" / О Штирлице бедном замолвите слово / Следствие по делу о Знатоках / Пастор Шлаг - характер добрый, нордический / Жеглов - моя фамилия / Гамлет в плену у Сталина / Американский критик о фильме "Десять негритят" / "Пираты ХХ века": что думают о фильме американцы / Если бы "Спрут" снимали в СССР - 2 часть / Советское ТВ глазами американцев / и т.д

#вторая мировая война #голливудское кино #французское сопротивление #кино #кинорецензия