6430 subscribers

Российские кинотеатры в огне

162 full reads
365 story viewsUnique page visitors
162 read the story to the endThat's 44% of the total page views
3 minutes — average reading time
Российские кинотеатры в огне

12 октября кинокритикесса Мария Кувшинова опубликовала статью под эпатажным названием «Почему российские кинотеатры должны умереть». В статье перечислялись все смертные грехи отечественных кинотеатров, начиная от неумения и нежелания работать с аудиторией, неважного подбора репертуара и заканчивая плохим состоянием туалетов. Особого внимания удостоилась тема безопасности (на которой я остановлюсь ниже), в том числе несоблюдение санитарных норм в условиях пандемии коронавируса.

Обвинения были брошены в лица владельцам кинотеатров в ответ на их слёзное обращение к губернаторам не губить отрасль – не закрывать их малодоходный бизнес. Наши кинотеатры, - писали представители Ассоциации, – с точки зрения эпидемиологической обстановки, не более опасны, чем общественный транспорт, чем переполненные маршрутки. Наконец, резюмировали подписанты, работа кинотеатров в этой непростой ситуации – залог психического здоровья нации.

Не стану разбирать все аргументы и контраргументы сторон. Побывать в коронавирусную эпоху в кинозале я пока не успел – не сколько из-за страха перед инфекцией, сколько в силу скептического отношения к текущему репертуару. Поэтому оценить санитарные меры не могу. Вообще, статья Кувшиновой, при всей хлёсткости и красноречивых примерах, производит впечатления импровизации. Автору как будто важнее организовать скандал (что вполне удалось), чем всерьёз разобраться с причинами. Мне же по-своему даже жалко капитанов прокатных сетей (не говоря уже о рядовых сотрудниках), которые оказались заложниками обстоятельств. Их отрасль переживает кризис планетарного масштаба, который в свою очередь накладывается на кризис национальный. Но, как я отмечал ещё в марте, кризис способен подтолкнуть к новым и давно назревшим решениям. Обращаю внимание на выдвинутое пару лет назад предложение Николая Бурляева основать государственную систему кинопроката. Сегодня Бурляев выступает с проектом реформы всей киноиндустрии.

В статье Марии Кувшиновой я бы хотел выделить абзац, посвящённый безопасному пребыванию в кинотеатре:

«В феврале на пресс-показе фильма «Лед 2» в кинотеатре «Великан» (в московском «Октябре» на премьере случилось задымление), прослушав противопожарный ролик с рекомендацией найти взглядом запасные выходы, я с удивлением обнаружила, что в данном помещении они закрыты на велосипедный замок, потому что по пожарной лестнице в зал также может проникнуть безбилетник. Да, друзья, владельцы кинотеатров — это люди, которые готовы сжечь своих зрителей заживо, лишь бы не допустить потери прибыли рублей в двести».

Прочитав это, каждый, наверное, вспомнит о судьбе кемеровского ТРЦ «Зимняя вишня». И каждый вправе спросить: что по итогам той страшной трагедии сделано? Впечатление, что не сделано почти ничего. Два года назад, сразу после пожара, я написал заметку, в которой попытался обозначить корни трагедии. Говорить, что «все мужики – сво», в смысле, что владельцы кинотеатров жадные и некомпетентные, – как даёт понять в своей статье Кувшинова, – очень легко и мало к чему обязывает. Причины глубже, они носят социально-экономический характер, о чём Мария Кувшинова даже не заикнулась.

Вот мой текст 2018 года:

---------------------------

Российские кинотеатры в огне

Свобода одних за счёт безопасности других
А.С., март 2018 г.
Скажу несколько слов от себя в связи с ужасной трагедией в Кемерово.

Так получилось, что мы живём в обществе, внутри которого за последние четверть века сформировались огромные диспропорции и дисбалансы. А механизмы контроля и компенсации работают очень плохо. Если говорить просто: общество не выработало приемлемой реакции на внезапно обрушившийся на страну капитализм. Произошло это, как мы все знаем, в 1990-е годы, но вектор развития (пускай, теперь во многом инерционный) продолжает гнать нас по этому пути.

В этих условиях интересы отдельных социальных групп, объединённых вокруг той или иной собственности, ставятся выше, чем интересы всего общества, выше "идеи общего блага".

Вот маленький, но яркий пример.

Пару месяцев назад Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с громкими обвинениями министерства культуры, что оно (читай: государство) вмешивается в частные интересы прокатчиков – заставляет переставлять даты выхода фильмов (в ущерб американским, но в угоду российским). Владельцы кинотеатров, стало быть, несут убытки. Этот плач Ярославны быстро подхватили СМИ. Вскоре история повторилась с английским фильмом "Смерть Сталина", когда минкульт отозвал у картины прокатное удостоверение. Все хорошо помнят, какой шум был поднят по этому поводу.

А теперь, внимание! – вопрос. Слышал ли кто-нибудь о заявлении Ассоциации владельцев кинотеатров о необходимости строить кинозалы так, чтобы они не представляли угрозы зрителям? Я о таком заявлении не слышал, и, скорее всего, такого заявления не было, так как с подобными заявлениями следовало выступать, как минимум, десять лет назад - когда случился бум строительства торгово-развлекательных центров и внутри них многозальных кинотеатров.

Если вам довелось видеть строительство очередного ТРЦ на завершающем этапе, вы, вероятно, заметили, что огромное здание возводится практически без окон, как глухая бетонная коробка, что внутри ТРЦ представляет собой запутанный лабиринт, а снаружи обычно отделан горючим пластиком.

Стандартная практика - устраивать кинозалы на верхних этажах. И, соответственно, детские игровые комнаты - где родители оставляют своих детей, пока взрослые осуществляют шопинг. Понятно, что так сделано намерено - это очень разумный расчёт с точки зрения маркетинга (но не с точки зрения безопасности людей). Люди, идущие в кино, по замыслу владельцев ТРЦ, должны пройти мимо всевозможных торговых точек. А после фильма - на обратном пути пройти эти магазины снова. Так построено по всей стране. Архитектурные проекты разные, а принцип, положенный в основу, один - склонить людей к большему числу покупок. Говоря на языке капитала - увеличение сверхприбыли.

Трагический пример кемеровской "Зимней вишни" показал не в теории, а на практике, в жизни, сколь уязвимы оказываются посетители ТРЦ, но больше всех те, кто пришёл в кино. Человек в кинозале до последнего момента не в курсе происходящего в остальном здании. И он дальше остальных посетителей ТРЦ от способов эвакуации. Но это обстоятельство почему-то владельцев кинотеатров не смущало вплоть до сегодняшнего момента. Два дня назад Ассоциация выразила соболезнования родственникам погибших и призвала надзорные органы и МЧС помочь с безопасностью кинозалов.

Между тем, очевидно, что это не трагическая случайность, а системный порок. До наступления эры "потребительского рая" в нашей стране кинотеатры строились, как правило, в виде самостоятельных зданий, имеющих прямой выход из зала на улицу. И обычно одноэтажные. Этому принципу соответствовали самые разные типовые проекты, которые были реализованы в СССР. То есть при советской власти. В эпоху, когда не было ни Ассоциации владельцев кинотеатров, ни самих владельцев, ни крупных и средних собственников. Не было даже свободных СМИ, блогеров и интернета. Но была однопартийная система.

Иногда любят указывать на коррупцию как на главную проблему подобных трагедий. Таким людям представляется возможным поставить заслон на пути влияния больших денег. Но сработает ли этот компенсационный механизм (борьба с коррупцией), пока в нашем обществе сохраняется сложившаяся система распределения собственности? Большой вопрос.

На данный момент я вижу необходимость более практических, а не декларативных мер. Николай Бурляев, к примеру, предложил вывести сферу культуры из лабиринта тотальной коммерциализации и напомнил, в частности, о советской практике строительства более безопасных кинотеатров. Какой найти механизм реализации этой "частной задачи", имеющей общенациональный характер?


----------------------------
UPD. Григорий Ревзин об опасности ТРЦ:

«
У нас, в отличие от Голландии, например, категорически запрещено делать детские сады в верхних этажах зданий — именно потому, что при пожаре детей спасти невозможно и сами они выбраться не могут. А знаете, сколько у нас крупных торговых центров того же формата, как в Кемерове — с детской секцией наверху, с кинотеатрами, катками, анимациями. Их шестьсот. Я понимаю, что закрыть их невозможно. Я вышел из Градсовета Москвы, но большего сделать было нельзя — все архитекторы понимали, что это зло, но за этим злом стояли очень большие финансовые интересы, а в Москве так прямо олигархические. А людям эти центры нравились — до трагедии в Кемерове».

http://strelka.com/ru/magazine/2018/03/27/revzin-against-malls

Российские кинотеатры в огне

другие мои статьи и переводы: Почему кинотеатрам дают странные имена? / Сегодняшнее кино о 1970-80-х / Что значит "родное кино"? / Как возродить детский кинематограф? / Союз опасения - как зрители раскололись на фракции / Английская пресса о советском кино в 1983 г. / "Место встречи": настоящее и подделка / А точно ли он - Шерлок Холмс? - часть 1 (о Холмсе из фильма Гая Ричи), часть 2 (о Шерлоке в исп. Бенедикта Камбербетча) / Американский продюсер о советских "Десяти негритятах" / Барон Мюнхгаузен против Вити Зилова / из цикла "Их взгляд на нашего Холмса": 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть , 10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть, 14 часть/ и др.