6491 subscriber

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

415 full reads
718 story viewsUnique page visitors
415 read the story to the endThat's 58% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

Сегодня, 11 октября, не стало Алексея Леонова, лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза. Он первым шагнул из космического корабля в открытый космос. Этому событию посвящён художественный фильм "Первые в космосе", вышедший два года назад. Предлагаю вашему вниманию мою рецензию на эту картину.

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

Дверь в космос

Александр Седов (с) рецензия / 2017 г.

О съёмках этого фильма было известно давно. Говорилось, что за кинопроект взялись такие продюсеры-тяжеловесы как Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов. Правда, жизнь не раз доказывала, что грандиозность замысла и прожженные профи – ещё не гарантия хорошего кино. А выбранная тема, как легко догадаться, таила множество подводных камней: начиная с задачи технической – создание эффекта невесомости, до задачи художественной – перевод документального материала на язык кино. Дополнительную сложность придавало то обстоятельство, что главный герой фильма – космонавт Алексей Леонов –выступил консультантом проекта. Режиссёру предстояло быль превратить в легенду.

Первая сцена подарила сильный аргумент в пользу авторов фильма, в частности, что режиссёр Дмитрий Киселёв умеет мыслить крупной метафорой. Начинается фильм с поэтического образа, из мира детства. Пятилетний Алёша Леонов бежит по ночному полю среди трав и светлячков, но вот земля опрокидывается, пацанёнок отрывается от тверди, зависает в пространстве между земной колыбелью и звёздным космосом. Эта тема с разными вариациями не раз повторится в фильме...

Главный сюрприз фильма – актёр Владимир Ильин в роли генерального конструктора. Зритель давно привык к Сергею Королёву как к монументальному лицу из кинохроники: крупный, с большой головой и широкой грудью человек. В облике Королёва виделось что-то исконно богатырское – и это соответствовало грандиозности задач, которые решал его организаторский гений. В сыгранном Ильине генеральном конструкторе остались покатые плечи, но фигура стала приземлённой, будто земная гравитация давит на него сильнее, чем на окружающих. Красные от недосыпа глаза на усталом, почти сером лице, говорят всё время об одном – «надо успеть, надо успеть». Собственно, уже первое появление Королёва в фильме пронизано этой мыслью: конструктор приезжает в цех сборки ракеты, шагает к стенду с графиками, там он зачёркивает намеченные даты «1966» и «1967» и жирно обводит новую – «1965». Нельзя позволить американцам нас опередить.

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

У Владимира Ильина бывали разноплановые, пёстрые роли: жулики, милиционеры, частные сыщики, врачи, пациенты, военноначальники, включая полководца Кутузова. Но все они сливались с естественной органикой актёра – с округлостью фигуры и живостью характера. Конструктор Королёв в его исполнении потребовал эту самую органику усмирить, примерить пиджак со своего богатырского плеча. Присущая актёру суетность движений испарилась, взамен пришла замедленность, даже застылость, столь говорящая о возложенном на героя пудовом грузе ответственности. Артист сыграл замечательно, но меня не покидало чувство, что вижу я не Королёва, а переодетого актёра Ильина. Эффекта полного перевоплощения не произошло – слишком очевидна разница между человеком из кинохроники и актёром.

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

Евгений Миронов лет двадцать как вышел из возраста своего героя. Это обстоятельство недовольные зрители успели поставить в минус, дескать, а почему снова Миронов? Дорогу молодым! Тем не менее, в роли тридцатилетнего Алексея Леонова он вполне органичен. У актёра и его прототипа действительно есть общее не только в лице, но и в характере – какая-то озорная хитринка, не дающая спокойно жить ни себе, ни окружающим. Оба – подвижные натуры, умеют расположить к себе, быстро сойтись с людьми. И то, что прототип и актёр нашли друг друга, по-моему, удача. Другой вопрос, что актёрского открытия на этот раз у Евгения Миронова не случилось – где-то мы уже видели его таким. Что-то он взял от наивного романтика-простака из фильма «Космос как предчувствие», что-то от находчивого контрразведчика из фильма «В августе 1944-го…» и так далее.

На контрасте напарник главного героя – космонавт Павел Беляев, вечно смурной и всем недовольный, каким его играет Константин Хабенский. Тут тоже без открытий, иногда кажется, что он перебарщивает с плохим настроением своего персонажа – ну невозможно всё время скрипеть зубами: «Сделаю, как прикажут».

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову
"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

По законам драматургии эти разные потенциалы сталкиваясь, рождают постоянные конфликты и курьёзы. Неплохой актёрский тандем, в котором всё же мне чего-то не хватило, чтобы безоговорочно поверить в дружбу не разлей вода.

Разумеется, фильм про космос обязан радовать глаз красивыми ракетными стартами и поражающим воображение падением спускаемого аппарата. Всё это в наличии. Ракета, как ей и положено, поднимается в небо вся в дыму, а железный шарик падает, объятый пламенем. Главное блюдо – выход в открытый космос – приготовлено со всем тщанием, демонстрируется как «космическая одиссея» 1965 года. Перед постановщиками стояла непростая инженерная задача – снять центральный эпизод фильма как можно эффектней и в то же время ни на миллиметр не уклониться от реальной партитуры, того как было на самом деле.

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

После «Звёздных войн» и «Гравитации» удивить чем-то сложно, тут авторам фильма пришлось идти между Сциллой и Харибдой, и документальность соблюсти и увлекательность не растерять.

Увы, слишком заметны в фильме родимые пятна современного российского кино, которые до боли напоминают недостатки.

Начнём с того, что произносимые актёрами реплики не всегда легко расслышать. Проблема эта не новая и является следствием комплекса причин.

Во-первых, актёрская дикция. Старой школы почти уже нет, а современные артисты полагают, что «и так сойдёт» - они же звёзды и зритель может потрудиться за них, напрягая слух. К сожалению, усилий зрителя бывает недостаточно, так как звук в ряде сцен писали вживую. Нелегко понять, о чём бубнят в скафандрах космонавты, приходится угадывать слова. Игра в натуральный звук простительна какому-нибудь «арт-хаусу», но в жанровом кино подобная техническая недоработка оставляет впечатление как от неряшливой, грязной работы.

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

Другой заметный недостаток это общее мельтешение образов, деталей, сюжетных поворотов, мизансцен и т.п. Иначе говоря, проблема киноязыка. Картина не сумела выделиться из среднего кинопотока оригинальным авторским взглядом. Фильму недостаёт художественной значительности. Вряд ли «Время первых» станет классикой, сомневаюсь, что фильм растащат на цитаты. Наоборот, детали иногда заимствованы из конструкторов разных стилей: смешной Брежнев взят из скетч-шоу, бытовые сцены с космонавтами – из мыльных сериалов, пафос – из советского кино большого стиля. И даже такая яркая метафора с зависанием маленького Алёши Леонова над ночным полем не рассеивает впечатления некоторой суетности картины.

Общим камертоном могла стать музыка, яркая запоминающаяся мелодия, а лучше всего песня. Её мотив логично было провести рефреном сквозь фильм – в духе 1960-х годов. Музыка – прекрасный выразитель времени, она придаёт времени форму. Это же касается и времени самого фильма – здесь музыка исполняет служебную роль, структурирует действие, расставляя собственные акценты в сюжете. Однако саундтрек фильма «Время первых» грешит обычным для современного российского кино недостатком – он не запоминается. А это значит, что потеряна часть души фильма.

Не стану подробно разбирать мизансцены, которые могли быть выстроены иначе, драматургически острее и ярче по высказыванию. Например, в эпизоде, когда герой Евгения Миронова бежит наперерез чёрной «Волге». В этот момент решается судьба экипажа, но эпизод показан второпях. И, наоборот, репетиция проводов космонавтов, разыгранная для кинохроники, из-за невнятности и скомканности производит впечатление аппендикса, который можно удалить.

Все эти недостатки, мне кажется, результат того, что режиссёр Киселёв не нашёл своего авторского ключа к фильму. Возможно, указанные в титрах шесть сценаристов просто утонули в биографическом и документальном материале, боясь расстаться с фактами.

Тем не менее, «Время первых» - фильм неплохой. И смотреть его нужно не только тем, кто ищет исторические несоответствия, технические ляпы и проколы драматургии. И не только убеждённым романтикам космоса. Он адресован всем, кто интересуется, как реальные герои истории превращаются в легенду. Жаль, что этот фильм не стал вровень с легендарной советской лентой «Укрощение огня».

"Время первых" - фильм-посвящение Алексею Леонову

- текст опубликован на сайте Кино-Театр.ру