В Китае 150 млн частных инвесторов. Что?

В Китае около 150 млн человек частных инвесторов, заявил директор Capital Market Institute Шанхайской фондовой биржи Ши Дунхуэй в ходе Российско-китайской инвестиционной конференции. Для сравнения, по оценке Росстата, численность постоянного населения России на 1 июля 2018 года составила 146,8 млн человек.

Объем инвестиций частных инвесторов в Китае составляет 80% от всего объема рынка, а число залистингованных бумаг - 80 тыс.

На Московской бирже обращается 280 бумаг, а число открытых брокерских счетов составило 2,3 млн по итогам 8 месяцев 2018 года.

Структура рынка капитала КНР (не только Shanghai Stock Exchange)
Структура рынка капитала КНР (не только Shanghai Stock Exchange)

Верхушка пирамиды — это основной сегмент Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых бирж, далее идет сегмент малых и средних предприятий SME Board, еще ниже китайский аналог NASDAQ - ChiNext, далее новый внебиржевой рынок New Third Board (здесь более 10 тыс. бумаг), в самом низу более 20 тыс. бумаг (это рынок региональных акций).

В чем идея такого деления на секции? Идея в том, что предприятия удовлетворяют свои потребности в финансировании и развитии в зависимости от своей величины и прочих особенностей.

Отношение капитализации китайских A-shares к ВВП
Отношение капитализации китайских A-shares к ВВП

В Китае есть акции класса A и класса B. A-shares - акции ведущих национальных компаний, которые исторически были доступны для покупки только китайским инвесторам из-за запрета на иностранные инвестиции. С 2003 года только избранные иностранные институционалы могут покупать их через специальную систему Qualified Foreign Institutional Investor.

B-shares номинированы в иностранной валюте, например в долларе США, и доступны для операций домашним и иностранным инвесторам.

Отношение капитализации A-shares к ВВП составило 74% по итогам 2017 году. В 2007 году этот показатель превышал 100%.

История китайского фондового рынка в цифрах
История китайского фондового рынка в цифрах

Среди крупнейших мировых 20 интернет-компаний 8 компаний из Китая, такие как Baidu или Alibaba. За этим стоят очень глубокие структурные изменения в экономике КНР, в частности, бум на рынке интернет-торговли. Сейчас рынок e-commerce превышает 7 трлн юаней. По текущему курсу это более $1 трлн.

Что дальше?

Стратегия Шанхайской биржи — создать биржу мирового уровня. Она состоит из трех целей:

1) Создать эффективный рынок. Эмитентам – предоставлять хорошую платформу для привлечения средств, инвесторам – платформу распределения средств и контроля рисков.

2) Создать открытый и толерантный рынок, чтобы мировой капитал соединился с импульсом роста китайской экономики.

3) Создать упорядоченный рынок: укреплять регулирование рынка, защищать права инвесторов, снижать риски.