Фонематический слух

О том, что такое слух и насколько он нам нужен знают все. А вот о слухе фонематическом знают в основном те, кто уже столкнулся с подобной проблемой. Фонема - это звук нашей разговорной речи, соответственно, фонематический слух - это умение выделять и различать речевые звуки. Слух этот формируется постепенно, но и его нужно развивать и стимулировать.

С самого начала развитие слуха общего и фонематического идет параллельно - мы учим малыша реагировать на звук, но даже тут вы можете внести разнообразие - постарайтесь приобрести погремушки, которые звучат по-разному (громче или тише, звонче, в разных тональностях). Очень полезно, если ребенок будет, например, во время кормления, слушать негромко классическую музыку или звуки природы - пение птиц, шум воды и т.д. Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, читайте стихи. Малыш будет привыкать прислушиваться к звукам. Со временем он научится четко распознавать голоса разных людей, интонацию говорящего, поэтому при чтении сказок старайтесь не монотонно читать, а добавить эмоциональности и выразительности (голос у медведя - грубый, громкий, а у мышки тонкий, пищащий).

По мере роста и развития ассортимент звуков, которые ребенок слышит и распознает будет расти. Хорошим подспорьем здесь для родителей станут различные музыкальные инструменты - барабан, бубен, дудочка, свистулька, ксилофон. Пробуйте играть с ребенком в простую игру - раскладываете перед ним несколько игрушек и даёте послушать, как звучит каждая. Потом закрываете игрушки так, чтобы малыш их не видел и даете послушать звучание одной из них. Пусть малыш догадается, какая игрушка издавала звук.

Всё это - примеры стимулирования фонематического слуха на неречевых звуках. О том, как правильно продолжать его развитие в более старшем возрасте я расскажу в следующий раз.