Детские страхи. Диагностика одного рисунка.

Обратилась ко мне мама девочки. Публикую с ее согласия, убирая некоторые детали.

Девочке снятся кошмары про паука, она приходит спать к маме. Мама попросила дочку нарисовать паука и принесла рисунок мне. Это неудачный вариант консультации, я должна видеть процесс, и рисунок ребенок должен описывать мне сам (как умеет). Но что имеем, оттого и пляшем.

Итак, девочка нарисовала большого паука, сказала, что он защищает паучка (справа) от лисы (слева).

Мама предложила рисовать лису фломастером и побольше - вот так делать не надо. Никаких предложений ни по рисунку, ни по материалам не делаем, важны решения самого ребенка.

Что я вижу на рисунке - паук не имеет зубов, когтей, рогов и прочего острого и опасного. Лапки так вообще свисают. Паук не агрессивен. Так что про физическую агрессию речь не идёт. У паука есть рот, которого практически не видно. Значит, это и не вербальная агрессия. На рисунке еще и никто не страдает. По видимому, агрессия скрытая, но ощущаемая.

Размеры. Вижу явные диспропорции: маленького паучка от маленькой лисы (соразмерной паучку!) защищает огромный паук. Материалы (фломастер для пауков и карандаш для лисы) подчеркивают это. То есть опасность маленькая и блеклая, а защита огромная и яркая, с защитой перебор. И есть намек на перекос, кого и от кого требуется защищать.

Пока я озвучиваю то, что вижу, мама делится догадками. Есть свекровь, которой мама оставляет дочку. Методы воспитания свекрови маме очень не нравятся, оставляет дочку она с большой тревожностью и учит защищаться и не давать себя в обиду.

Даю рекомендации - не настраивать девочку против бабушки, не вовлекать в разборки между взрослыми, про бабушкины методы говорить, что бабушка любит внучку и желает добра, а способ вот тут выбрала неправильный/ошиблась/пошутила. Но бабушка - хорошая, и желает добра.

Для наглядности описываю две ситуации. Первая - мама доверяет бабушке и оставляет дочку тому, кому доверяет. Вторая - мама бабушке не доверяет, испытывает большую тревогу, учит защищаться, но дочь оставляет. И предлагаю представить ощущения ребенка в двух ситуациях.

Рекомендации по рисунку простые: сделать паука нестрашным, например смешным (вспоминаем боггарта и заклинание ридикулус). Ребенок сам придумывает способ и изображает. Всем безудержно хохотать и смеяться!

Ну и подчеркну ещё раз. Качество диагностики без ребенка сильно страдает.