Боль высшего образования РФ: второй уровень.

14 September 2018

Высшее образование в России имеет свои исключительные особенности. Наша страна в процентном соотношении имеет один из наиболее высоких показателей высшего образования на душу населения.

Боль высшего образования РФ: второй уровень.

Иметь такой уровень образования, еще со времен Советского союза, было престижно и уважалось в обществе. Что можно проверить, поговорив с людьми старшего поколения, которые прожили СССР серьезную часть своей жизни. Каждая бабушка мечтает, чтобы ее внуки были с высшим образованием, ведь сейчас "Без бумажки - ты какашка".

И, вот, многие родители, движимые этими стереотипами начинают "расшибаться в доску, но чадо выучить". Не говорю, что это плохо или хорошо. Но, как мы можем заметить, согласно статистике, нет прямой зависимости между уровнем образования и экономическими показателями государства. И красивая цифра 56% и второе место в мире, совершенно не говорит о том, какой качественный уровень знаний или набор компетенций осваивает человек, и как потом складывается его профессиональная карьера.

Сегодня о магистратуре.
Вторая ступень высшего образования. Россия подписалась под Болонской декларацией, которая подразумевала создание единой и гармоничной системы высшего образования. А РФ необходимо было сформировать систему, аналогичную европейским, все же у нас европейская держава.
На смену Специалитету (5 лет обучения) пришел Бакалавриат (4 года, в большинстве случаев)+Магистратура (2 года). А дальше Аспирантура или Ординатура - это уже совсем дикий лес, наука и много умных словей, которые подразумевают вхождение человека в научное сообщество.

Ваша бабушка была бы довольна, поступив вы учиться дальше после бакалавра. Но что, собственно подразумевает под собой эта загадочная и непонятная многим степень образования?

А все просто: "Набор исследовательских компетенций, которые в сформированном исследовательском сознании выпускника непосредственно помогают организовывать собственный труд на профессиональном поле деятельности".

И это не курсы переобучения, не более углубленное изучение своей бакалаврской специальности. В конце магистерского обучения вы предоставляете результаты своей работы в виде "Диссертации", которую готовили самостоятельно под руководством ученого человека. Вы сами подбираете себе тему, предмет, объект, определяете цель и задачи. Вы занимаетесь исследованием. Проходите все этапы этой научной лестницы, путь которой, в дальнейшем, мало кто испробует повторить.

А в чем боль? А в том, что именно по тем двум пунктам, которые не характеризуют магистратуру (не курсы и не углубление), люди и идут учиться. + для отсрочки от армии (очно) + на работе заставили.

Выпускникам психологически сложно отвыкнуть от ритма учебной жизни, когда после 11 лет школы, 4 лет бакалавра не нужно идти первого сентября за парты. Нужно принимать серьезные решения в жизни, искать работу и жилье, тем кто не занялся этим в студенческие годы.

И поэтому, уровень исследовательских работ не особо высок. Исследование ради исследования за красивыми научными формами.
Не факт, что получаемые компетенции обретут своего носителя, с таким уровнем мотивации. И тогда ради бумаги с надписью "Магистр"? Будет ли она цениться выше на рынке труда в РФ?

Помните

"Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто".
Б. Ф. Скиннер (ХХ в.)

Понравилось? Ставь лайк, поддержи молодого автора, ведь он старался для Вас)