Найти в Дзене

СКРАЙБИНГ, СКЕТЧНОУТИНГ ИЛИ МАЙНДМЭППИНГ? ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТА

Оглавление
Испугались сложных слов в заголовке? А ведь они очень полезные. Методист по иностранным языкам информационно-методического отдела издательства «Русское слово» Наталья Слепова подготовила обзор современных инструментов визуализации текста. Они помогут вам и ребёнку эффективно разбирать и запоминать информацию.
Испугались сложных слов в заголовке? А ведь они очень полезные. Методист по иностранным языкам информационно-методического отдела издательства «Русское слово» Наталья Слепова подготовила обзор современных инструментов визуализации текста. Они помогут вам и ребёнку эффективно разбирать и запоминать информацию.

В обучении важен принцип наглядности. Когда работают все каналы восприятия, ребёнок быстрее и легче усваивает сложный материал. Согласно психологической «теории двойного кодирования», информация, представленная одновременно в словесном и  образном виде, задействует сразу оба полушария головного мозга. Тогда её проще запомнить и обработать.

Поэтому сегодня становятся популярными новые инструменты визуализации. Они помогают детям работать с информационной лавиной и запоминать самое важное. Необходимость сортировать информацию развивает логику. А ещё включаются креативность с воображением. Кроме того, визуализация – это увлекательный способ самовыражения, а визуальный конспект интересно читать.

Как применить

Тексты могут быть разные: печатные и звучащие, короткие и объёмные, разные по стилю. Чтобы разобраться в содержании и выделить главное, недостаточно просто ответить на вопросы к тексту или пересказать его. Сделать чтение не формальным, из разряда «смотрю в книгу – вижу… что-то другое», а смысловым, помогут скетчноутинг, майндмэппинг, скрайбинг.

Скетчноутинг (от англ. «визуальные/графические заметки») – способ фиксирования информации с помощью слов, знаков, рисунков, схем. Графические заметки можно создавать в режиме реального времени на конференциях или вебинарах, в дороге как путевые записки, после прочтения книг и просмотра фильмов, для визуализации планов. Основная информация обычно фиксируется в блокноте.

Майндмэппинг (от англ. mind map – «интеллект-карта») – способ представить информацию через логические и ассоциативные схемы. Интеллект-карта показывает, как идеи или факты связаны между собой.

Скрайбинг (от англ. scribe – «штриховать, размечать») – это способ визуализации смысла с помощью кратких тезисов и простых рисунков.

Все эти способы можно использовать в образовании с целью объяснить что-то сложное и абстрактное. Например, сделать наглядным грамматическое правило или сложный химический процесс.

Общие особенности

  • Долой детали, ловим главное – фиксируем ключевые аспекты текста.
  • Используем для себя – в первую очередь скетчи и интеллект-карты помогают самому ученику лучше понять материал.
  • Задействуем одновременно текст и графические элементы.

Чем отличаются друг от друга

  • Конспекты, созданные с помощью скетчноутинга, содержат больше текста.
  • Скетчноутинг – это линейное конспектирование, а интеллект-карты – древовидные схемы.
  • Конспекты со скетчами могут растянуться на несколько страниц, а интеллект-карты достаточно компактны.
  • Скрайбинг – процесс зрелищный и требует зрителя.

Скетчноутинг и скрайбинг требуют умения быстро фиксировать информацию, схематично рисовать, формулировать мысль кратко. Скетчноутинг подойдёт в тех случаях, когда нет времени на глубокое осмысление: на конференции, в процессе сбора информации для проекта. Он помогает сконцентрировать внимание на предмете. Если нужно проследить последовательность событий, линейная организация материала тоже подходит.

Скрайбинг можно использовать в тех случаях, когда нужно наглядно объяснить содержание прочитанной книги или главы параграфа из учебника. Не зря говорят: «Запомнишь материал лучше тогда, когда объяснишь его другим». А ещё хорошо применять скрайбинг для практики иностранного языка – визуализируем истории с комментариями на иностранном языке.

Майндмэппинг хорош, когда нужно структурировать большой объём информации, особенно если в ней выделяются тематические блоки. Интеллект-карты чаще всего создают после ознакомления с текстом, поэтому скорость не принципиальна.

Как научиться

  • Изучаем тему: знакомимся с теорией, смотрим чужие работы.
  • Начинаем рисовать фигуры из простых элементов: круг, квадрат, треугольник, линии. Собираем свою «визуальную библиотеку».
  • Представляем схематично предметы – выявляем главное и опускаем детали.
  • Работаем с текстами – создаём наглядные заметки для рассказов, фильмов, параграфов из учебников.
  • Возвращаемся к своим конспектам спустя неделю и анализируем недочёты.
  • Добавляем эффекты: тени, формы. Пробуем разные композиции, ищем свой стиль. Тренируемся как можно чаще.

Инструменты визуализации универсальны, ими могут пользоваться и взрослые, и дети. А вы готовы попробовать? Приходите в наши соцсети обсудить тему!

*ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ утверждает, что существуют 2 взаимодействующие системы памяти: образная и словесная. Когда мы запоминаем и обрабатываем информацию, работают обе системы. Лучше запоминается тот материал, который представлен и в образной, и в словесной форме.

Источник: журнал "Семейное образование"
Рекомендуем почитать