Как стать шоуменом?

	 Хотите бесплатный мастер-класс «Как стать известным шоуменом»? Почитайте историю о человеке, сделавшем фантастическую карьеру в сфере искусства.  Многие деятели искусства и меценаты считали его выскочкой и бездарностью, а он  сумел создать невероятный культурный проект, событие в ХХ веке. Он – Сергей Павлович Дягилев.
Хотите бесплатный мастер-класс «Как стать известным шоуменом»? Почитайте историю о человеке, сделавшем фантастическую карьеру в сфере искусства. Многие деятели искусства и меценаты считали его выскочкой и бездарностью, а он сумел создать невероятный культурный проект, событие в ХХ веке. Он – Сергей Павлович Дягилев.

Имя Сергея Дягилева известно даже тем, кто далек от мира искусства, истории и шоу-бизнеса. Более того, наш соотечественник хорошо известен и зарубежом. Еще бы – меценат, театральный и художественный деятель, один из вдохновителей художественной группы «Мир Искусства», организатор легендарных «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. Именно он стал главным «открывателем» русской культуры в Европе. Под руководством Дягилева, силами его творческой группы был создан своеобразный бренд России. Магию страны, затерянной и спрятанной от посторонних глаз, но роскошной и притягательной, умеющей удивлять и во всем чрезмерной.

«Русские сезоны» сделали классический русский балет эталонным. При этом Дягилев в буквальном смысле создал классический балет путем внедрения в него новаторских приемов. Новые принципы сценографии, революционный подход к костюмам. Новая музыка и уникальная хореография. Как результат – ошеломительный успех, граничащий со скандалом (что еще надо для успеха шоу). О Дягилеве везде пишут. Премьеры освистывают, но тут же бегут смотреть (а правда, что Нижинский в миниатюре делает непристойные телодвижения? Неужели! Какой кошмар, надо оценить). Имена Стравинского, Фокина, Нижинского, Павловой, Шаляпина на вершине информационной волны. Балеты «Дягилевских сезонов» остаются в репертуарах ведущих театров.

Успехи художников дягилевской группы произвели переворот в моде, создав устойчивый спрос на стиль «русских сезонов». В моду начала века модели создавал сам Леон Бакст, знаменитый Поль Пуаре, эти же мотивы были подхвачены не менее талантливым Джоном Гальяно в его знаменитой коллекции 1998 г. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera- Ballets russes». Роскошь и необыкновенные цветовые сочетания, сложный крой и этнические мотивы. Вышивка, меха и золото (золота не бывает слишком много, не правда ли?).

Пошились у Пуаре (ну ладно, прикупили пальтецо у Гальяно), можно и дом обставить а ля Шахерезада в Париже. Восточные ткани, элементы интерьера, напоминающие о Византии, русская керамика и эмали. Красота! Но очень вычурно.

Дягилев выступал талантливым продюсером. Он умел открывать новые имена, новый виток популярности получали даже сложившиеся знаменитости. Человек сложный, конфликтный он умел увлечь своей идеей самых разных просто гениев. В разное время с ним работали И. Стравинский, А. Павлова, Л.Бакст, Карсавина, Т. Карсавина. А также П.Пикассо, Коко Шанель, Анри Матисс, М. Равель, К.Дебюсси. Не последние имена в мировой культуре.

Именно С.Дягилев сплотил вокруг себя огромное количество талантливых художников, танцоров, декораторов, композиторов. Русских и зарубежных. Его жизнь – череда выдающихся художественных проектов, его имя еще при жизни было в ареоле славы. Абсолютный успех? Какова его цена?

Свою деятельность Сергей Павлович начал в России. Довольно сложные семейные обстоятельства, довольно скромные материальные возможности и это при огромном честолюбии. Юношеские мечты о карьере певца разбились о средние способности Дягилева. Карьера на театральном поприще закончилась скандалом, после чего путь на государственные посты был заказан. Дягилевские проекты в России вызвали огромный резонанс и просто разгромную критику.

В итоге Дягилев перенес свою деятельность в Европу, именно там он достиг своего успеха. Но и в Европе жизнь легендарного руководителя «Русских сезонов» не была безоблачной. Постоянные огромные долги, постоянная работа, которая изматывала и Дягилева и близких к нему людей. Некоторые постановки, ставшие впоследствии классикой и легендой, были освистаны в день премьеры. Кочевой образ жизни, во многом приведший к тяжелой болезни. Тоска по оставленной родине и покинутым близким. Потери.
История чужого успеха всегда выглядит вызовом нам самим. Большинство из нас устроены одинаково – всегда кажется, что чужой успех больше, что чужая жизнь легче и интереснее. Но у любой даже супер-успешной карьеры есть оборотная сторона, цена за успех.