Инспекторы ГИБДД лишились права снимать госномера с автомобилей

В прошлую субботу президент подписал несколько поправок в Положение о ГИБДД, которое регламентирует работу российской автоинспекции. Все эти поправки вступили в силу тогда же, 15 сентября 2018 года. Одно из главных изменений, на которые обратила внимание пресса - запрет для сотрудников ГИБДД снимать государственные регистрационные знаки с автомобилей. Разбираемся, что это означает и что еще изменилось в основном документе, который регламентирует работу ГИБДД.

Инспектор больше не может снять госномер с автомобиля

Такое право, согласно пункту 12-ж Положения о ГИБДД было у сотрудников ведомства тогда, когда водитель нарушает одну из следующих норм:

  • У транспортного средства присутствуют неисправности, которые налагают запрет на его эксплуатацию (это перечисленные в приложении к ПДД неисправности тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов и т.д. - все то, что обычно проверяется во время технического осмотра).
  • Есть причины для запрета на эксплуатацию транспортного средства в других случаях, которые перечислены в законе - например, у водителя отсутствует полис ОСАГО или водитель находится в состоянии опьянения.
Свежую поправку нужно понимать правильно - инспекторов лишили права снимать с автомобиля госномера, но не лишили права запрещать эксплуатацию автомобиля или мотоцикла.

Во всех перечисленных случаях инспектор ГИБДД может наложить запрет на эксплуатацию транспортного средства. Но если прежде главной действенной мерой было снятие госномеров, сейчас сотрудники автоинспекции будут прибегать к каким-то другим мерам воздействия. Например, отправлять автомобиль на штрафстоянку тогда, когда это возможно.

Запрет на снятие номеров инспекторами ГИБДД обсуждался давно. Депутаты Госдумы еще в 2014 году говорили о том, что это нужно сделать, поскольку в некоторых случаях сотрудники автоинспекции очевидно злоупотребляли таким правом. Скажем, тогда, когда водитель просто забыл дома страховой полис ОСАГО, его могли чрезмерно наказать, сняв госномера с автомобиля.

Что еще изменилось в Положении о ГИБДД

Запрет на снятие номеров - лишь одна из целого ряда поправок, на которую пресса обратила основное внимание. Между тем, поправки затронули и многие другие нюансы работы ведомства:

  • Вместо термина “принятие экзаменов” теперь указывается на обязанность ГИБДД “проводить экзамены” для выпускников автошкол. Возможно, этот небольшой нюанс значительно изменит порядок проведения экзаменов как таковой - фактически, на ГИБДД наложено больше обязанностей, чем это было прежде, но и зависеть на экзамене от сотрудников ГИБДД будет больше. Организаторами экзаменов становятся инспекторы автоинспекции, а не сами школы, куда часто приглашались сотрудники для приема экзаменов.
  • По-другому сформулирована обязанность ГИБДД участвовать в открытии новых маршрутов движения общественного транспорта и изменении старых - фактически мало что поменялось, просто норма теперь сформулирована более точно и полно.
  • У ГИБДД появилась одна дополнительная обязанность, которой формально не было прежде - выдавать свидетельства о том, что изменения, внесенные в конструкцию транспортного средства, безопасны, а также выдавать свидетельства о допуске ТС к перевозке опасного груза.
  • Предписания для юридических и должностных лиц о необходимости устранить те или иные нарушения, которые влияют на безопасность дорожного движения, теперь может выдавать более широкий перечень сотрудников ГИБДД - прежде это право было только у главных государственных инспекторов.
  • ГИБДД получила право участвовать в составлении технических регламентов и документов по стандартизации.
Большинство из этих нововведений действительно малоинтересны с точки зрения простого водителя. Однако изменение формулировки относительно приема экзаменов для получателей водительского удостоверения на практике может означать большие перемены.