Предыстория. Происхождение искусства

17 September 2018
Наскальные изображения плато Тассилин в Сахаре (Алжир) представляют увлекательное повествование о культуре палеолита. Более поздние изображения, выполненные в виде схематичных рисунков, повествуют об одомашнивании животных, как, например,показанное здесь стадо волов, ведомое пастухами.
Наскальные изображения плато Тассилин в Сахаре (Алжир) представляют увлекательное повествование о культуре палеолита. Более поздние изображения, выполненные в виде схематичных рисунков, повествуют об одомашнивании животных, как, например,показанное здесь стадо волов, ведомое пастухами.


Вероятно, конечным результатом первых художественных опытов древнего охотника в эпоху палеолита была магия. С приходом так называемой "неолитической революции" и переходом к оседлому образу жизни начали возникать первые погребальные и культовые сооружения
.

Появление художественных произведений в первых человеческих общинах - глобальный процесс, который происходил практически одновременно во всех регионах планеты. В эпоху палеолита начали складываться различные техники обработки материалов, развивались представления о симметрии и пропорциях. Все это и привело к зарождению изобразительного искусства.

Проявление палеолита

В верхнем палеолите (35 000-10 000 гг. до н. этот.) человек кроманьонец сделал важный шаг в развитии искусства на европейском континенте. Именно тогда возникли первые изобразительные мотивы. Во-первых, в связи с большим значением охоты появилось множество изображений животных, во-вторых, изображались различные типы человеческих фигур.

Женские образы с гипертрофированными половыми признаками, вероятно, относились к магии плодородия; мужские изображались в виде охотников; антропоморфные фигуры, возможно, были воплощением колдунов (пещера Труа Фрер, Франция). Сохранилось множество петроглифов: возможно, они имели магическое значение.

Ок. 13 000 гг. до н. э.,  пещера Труа Фрер (Франция)
Ок. 13 000 гг. до н. э., пещера Труа Фрер (Франция)

По типу основы искусство палеолита можно разделить на две основные группы: наскальное и «движимое». Памятники наскального искусства находятся внутри пещер, которые наиболее часто встречаются в пересеченных геологических зонах, особенно во франко-кантабрийской (пещера Альтамира* и Ласко*). Главный вид наскального искусства-живопись. Изображения имели выразительный контур, а пространство внутри контура покрывалось точками, раскрашивалось или просто оставалось нетронутым. Сохранились и рельефы из глины, покрывающие каменные стены (бизоны в Тюк д’Одубер, Франция).

15 000 – 10 000 гг. до н.э., пещера Тюк д’Одубер (Франция)
15 000 – 10 000 гг. до н.э., пещера Тюк д’Одубер (Франция)

Что же касается «движимого» искусства, то оно распространялось по всей обитаемой зоне: гравюра, рельеф и скульптура составляли неразделимую триаду. Среди всего спектра «движимого» искусства особенно примечательны многочисленные «венеры» - магические женские статуэтки (например, Венера из Виллендорфа*).

Объяснение смысла палеолитического, как правило, лежит в области магии, необходимой для выживания первобытного племени. Именно в этом сакральном контексте современные ученые рассматривают древние пещеры с покрывающими их настенными росписями.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал.