Покупка яхты в Швеции, впечатления от сотрудничества с Максом.

Макс неоднократно мне говорил, как тяжело ему работается с Русскими и, что он хочет написать книгу о своей непростой работе, благо материала у него накопилось много. Но я решил его опередить и описать сотрудничество, со своей стороны.

На форуме «катера и яхты» часто возникают вопросы покупки яхты в Швеции. По поводу перехода и процедуры растаможки рассказывать не буду, так как эта тема и так уже описана много раз (если у кого-то будут вопросы, спрашивайте, что знаю - расскажу), а расскажу свои впечатления от покупки яхты и общения с широко известным на данном форуме Максом.

Началась моя история в середине августа, когда в голове окончательно созрела мысль о покупке собственной лодки. Почитав форум, я набрел на сайт blocket.se, где был приятно удивлен ценами в Швеции. Промониторив несколько месяцев сайт, просчитав все за и против, я определился с моделью, выбор был сделан в пользу яхты проекта Shipman 28. В начале декабря, когда количество объявлений практически достигло своего минимума, появилось объявление с крайне интересной лодкой, по привлекательной цене 35000 крон, находящейся в городе Сёдерчёпинг.

Я списался с хозяином, по задавал ему какие-то вопросы, но общение через гугл переводчик шло туго, продавец крайне редко и не очень информативно отвечал. В результате общения, я смог выяснить, что лодка 1979 года, это приятно, так как в 79 году производство Shipman 28 в Швеции было свёрнуто, что какой-то непонятный эксперт оценил состояние парусов, как идеальное, и это в последствии оказалось не совсем правдой, что мотор родной и вроде работающий. На вопросы по укомплектованности лодки электроникой, такой как: лаг, эхолот, радиостанция, картплоттер, вразумительного ответа не получил, получил ответ, что картплоттер и радиостанция вроде есть и вроде новые, по крайней мере так я смог перевести ответ продавца (plotter Kan vi skicka med . Och även komradio och dom grejerna är inte alls gamla komradion är aldrig använd.) В целом меня все устраивало, и я решил связаться с Максом, для того, чтобы двигаться дальше.

Позвонив Максу, я рассказал ему о том, что нашел лодку, которая вроде нравится, но надо пообщаться человеку со знанием языка, позадавать вопросы. Макс рассказал мне про условия его работы, правда я так и не смог получить вразумительного ответа, что конкретно входит в его услуги, понял, что общение с продавцом, торг, помощь в оформлении договора и содействие в спуске лодки, но все было очень расплывчато, без какой-то конкретики.

За неимением альтернатив Максу, мы договорились и он начал работать по лодке. Дела шли не очень быстро, так как продавец по-прежнему отвечал крайне не быстро и не стабильно. На вопросы по лодке толком ничего сказать не мог, так как, как оказалось, купил её пару лет назад, но понял, что яхтинг – не его и лодку так и не спустил. Ответы на вопросы по комплектации толком получить не удавалось, на вопрос по работоспособности двигателя ответа не было, единственное, что сказал Макс, что якобы до Сёдерчопинга лодка дошла сама, где её подняли и оттащили к дому, где она и простояла ближайшие пару лет. При этом двигатель был законсервирован, что в последствии подтвердилось. По итогу этого общения сложилось понимание, что надо ехать, смотреть лодку живьём. Расстояние до Сёдерчёпинга составляло около 200 км и Макс попросил за эту поездку с осмотром определённую сумму, которая рассчитывалась исходя из расстояния. Деньги были переведены и он стал договариваться о времени встречи.

День был определён, время назначено и Макс отправился на просмотр. Ближе к времени встречи, раздался звонок от Макса, и он в крайне раздражённой форме стал вещать, что он добрался до города, списался с продавцом, на, что тот ответил, что сегодня показать не сможет. Дальше была куча звонков от Макса, с объяснениями о том, что на звонки продавец не отвечает, на смс не отвечает и, что он не понимает, что ему делать и в такой ситуации он впервые. Пошли объяснения, что Шведы не простой народ, как с ними сложно общаться и, что вообще ему кажется, что продавец больной на голову. Через час-полтора пустой болтовни, Макс наконец-то обрадовал меня новостью, что хозяин все-таки не псих, просто он работает в дорожных службах, а сейчас у них сильный снегопад и его вызвали на работу, но он сказал, что узнал, где стоит лодка и получил добро от хозяина залезть и осмотреть её внутри, правда всё барахло из неё вынесено и хранится в сарае, в который попасть можно только с хозяином, а тот не может сказать время, когда он появится дома. К тому времени, когда Макс попал в лодку уже стемнело. Попав внутрь, он набрал меня по видеосвязи в скайпе и начал описывать свои впечатления. Впечатления были сугубо положительными, за исключением ржавого мотора. На вопрос о наличии Лага и Эхолота, он сказал, что какой-то прибор установлен, но какой непонятно, а на вопрос, что установлено в переборке с другой стороны, есть ли там компас, сказал, что нет, и там просто отверстие, хотя на, фотографиях, хоть и плохого качества, но мне показалось, что там всё-таки что-то установлено, но раз говорит, что дырка, значит дырка (впоследствии оказалось, что там всё-таки компас). На этом осмотр лодки был окончен, так как было холодно, темно и в сарай не попасть. После такой информации вопросов стало только больше… На сарае висела мачта и Макс сказал, что мачта нормальная, закрутка Furlex - относительно свежая. Впоследствии оказалось, что из-за не правильного подвешивания, мачта получила обратный прогиб, в корму. Палубу осмотреть не удалось, так как она была под снегом и было темно. Вот так прошёл осмотр, который дал очень мало ответов по состоянию и комплектации. И поездка получилась относительно пустая, но деньги за неё были уплачены, что вызывало некоторое расстройство. Это был первый форс-мажор в длинной череде различных форс-мажоров…

После совещаний с родственниками, мы решили рискнуть и всё-таки приобрести данную лодку. Ни на какой торг и на внесение в договор пункта о том, что в случае обнаружения неработающего двигателя, цена может быть скорректирована в сторону уменьшения, продавец идти не хотел. На дворе был конец декабря. Хозяину решили не говорить, что Макс посредник поэтому оформляли всё на него. По договору мы должны были внести предоплату 5000 крон, что на наши деньги составляло порядка 35000 рублей, а оставшуюся сумму внести весной. Через некоторое время, Макс прислал мне скан договора, правда в нем отсутствовал номер корпуса, а так же модель и номер двигателя.

Через некоторое время, после моих многочисленных просьб, продавец сделал несколько общих фотографий содержимого сарая. Вопросов стало меньше, но по-прежнему много, так как было непонятно наличие дельных вещей, шкотов и прочего барахла.

В конце января, по просьбе Макса, я полностью перевёл его гонорар. Дабы попытаться растаможиться по цене близкой к покупной, деньги решили переводить по безналу, это конечно в нашей стране большая проблема, но деньги со второй попытки перевели, через ВТБ, после чего я зарёкся работать с этим банком.

Пока суть да дело, учитывая, что Макс не обнаружил компаса, я попросил купить мне по очень гуманной цене компас в интернет магазине, с доставкой до дома, что и было сделано, за, что Максу большое спасибо. Через некоторое время через тот же магазин, по столь же гуманной цене, были куплены две зарядки CTEK M200, себе и знакомым, опять же спасибо Максу, что не отказал.

Перегон предварительно был запланирован на первую половину июня, о чём я известил Макса, а он в свою очередь должен был известить хозяев. Возражений со стороны хозяев не последовало. Забронировал жильё, чтобы не жить в лодке, стоящей на берегу, пока мы готовим лодку к спуску. Так же я попросил Макса пораспрашивать хозяев, о вариантах спуска, и транспортировки лодки от дома к воде, так как ближайшая вода – это Гёта-канал в Сёдерчёпинге. Просьбу Макс выполнять не спешил, ссылаясь на то, что данными вопросами я озадачился слишком рано. Начал решать вопрос сам, нашёл марину, в которой можно было спустить лодку, но на мои письма они не отвечали, нашёл контору, которая за разумные деньги, готова была отвезти манипулятором лодку в марину. Макс в этом вопросе содействия никакого не оказывал. В последствии он сообщил, что хозяева ничего не знают, что лодку привезли на манипуляторе и выгрузили возле дома, хотя в предыдущий раз информация была несколько иной. Следующей просьбой было, попросить продавца сделать 2 фотографии, первую - приборного щитка с номером лодки, чтобы в договоре присутствовал номер, вторую - двигателя, дабы понять модель и заранее купить на него запчасти для сервиса. С этой просьбой я обращался и напоминал раза 3-4, всё бестолку. В течении месяца, я просил решить вопрос с фотографиями, результата ноль, то хозяева не отвечают, то их нет, то Максу «неудобняк» их этим напрягать, вся эта ситуация с плёвыми вопросами уже начала напрягать. Наконец-то раздался звонок от Макса, и он сказал, что как меня и предупреждал, мой вопрос засмущал хозяев и они хотят, чтобы мы забрали лодку как можно раньше. В этом вопросе они готовы посодействовать, так как какой-то родственник работает на манипуляторе и готов за сущие копейки, а именно 5000 крон (справедливости ради для Швеции это на самом деле копейки за такую услугу), отвезти лодку в Стокгольм, ближе к Максу и спустить её. Мы согласились и договорились, что в конце мая лодку перевезут и спустят, а Макс поставит её на кооперативную стоянку, где она и будет дожидаться нашего приезда.

Вот настал день транспортировки, накануне Макс прислал фотографии, где лодку грузят на платформу манипулятора.

В 10:30 он скинул несколько фоток и отписался, что закончили, и отзвонится позже.

В итоге мне удалось дозвониться до него, только в 8 вечера. И тут я получил информацию, которая меня абсолютно ошарашила и выбила из колеи… Водитель манипулятора отказался спускать лодку в том месте, где предложил Макс, в последствии оказалось, что в этом месте килевую лодку в принципе спустить невозможно, и этого не мог понять только Макс. Везти в другое место якобы водитель не согласился, поэтому лодку выгрузили возле дороги, мачту положили тут же в траву и на этом процедура закончилась. Хотя в паре километров есть огромная марина, в которой есть всё необходимое для спуска лодки находящейся на территории марины и огромная площадка для хранения лодок, порядком опустевшая к этому времени. В итоге лодка стоит у дороги, внутри лежат все вещи, она не закрыта… Потрясающая ситуация! На мои вопросы, как такое могло произойти, Макс сказал, что это был форс-мажор, очередной, но не последний. Я так и не понял, как можно было, не удостоверившись в возможности спуска привезти лодку и просто её выгрузить в чистом поле. Наша собственность, за которую переведены деньги!!! Как человек получающий деньги за свою работу не предусмотрел варианты для отступления, варианты, на как раз такой форс-мажор, например, другой спуск, который оказался в 10 минутах езды, где все нормальные люди спускали катера и яхты. На вопрос, если что-то пропадёт, что мы будем делать? Макс сказал, что не знает, но, по его мнению, ничего пропасть не должно и вообще в Швеции это нормально, лодка которая стоит возле дороги, открытая. По моей настоятельной просьбе он оттащил на закрытую территорию мачту, лежавшую в траве. И на 2 недели лодка осталась стоять у дороги.

Но теперь возник новый вопрос, как всё-таки спускать лодку, ну или то, что от неё останется через 2 недели. Сей вопрос я задал Максу, на, что получил ответ, не парься, что-нибудь придумаем. Ответ что-нибудь придумаем меня уже не устраивал, и я начал каждый день долбать Макса, понимая, что очередной форс-мажор может случится в любой момент. Наконец-то Макс отзвонился и сказал, что нашёл манипулятор, который за 1000 крон, готов спустить лодку в том месте, где она стоит. Немножко полегчало… Я попросил Макса всё-таки залезть в лодку и посмотреть, что там есть, чтобы нам не везти с собой все возможные верёвки. Выполнить просьбу он не смог, так как, по его словам, колёса телеги подспустили, телега сильно качалась, и ему стало страшно на неё залезать.

Я договорился с другом, что он на своей машине отвезёт нас вместе с многочисленными вещами до лодки, поможет её собрать и вернётся домой на пароме. Накануне отъезда, мы собрали все возможные вещи, которые влезли в машину, так как я писал выше, понимания, что там есть не было вообще. К слову X-Trail с боксом на крыше, был забит под завязку. Я заранее поинтересовался, сможет ли Макс обеспечить меня лестницей, по которой мы сможем влезть на лодку, он ответил положительно, ну хоть лестницу везти не надо.

13 июня, как и планировали, мы прибыли в Стокгольм и поехали в сторону лодки, ехать всего 35 км. Когда мы выезжали с парома, я написал Максу, что скоро будем. Он сказал, что вынужден уехать, но возле дома оставляет нам лесенку и ключ от двигателя. Мы заехали, забрали лестницу и поехали в сторону лодки.

Приехав в точку, мы сразу нашли лодку, всё было, как я и предполагал, дорога, карман с импровизированным слипом и в этом кармане лодка. И тут нас ждал очередной форс-мажор, лесенка, которую дал Макс, после того, как раскладывалась, получалась высотой около метра, а лодка стоит на телеге, как с такой лестницы залезать на лодку? В итоге поддомкратили перед телеги, так, чтобы задняя часть максимально опустилась, откинули трап и так забрались на лодку.

К счастью за 2 недели никто внутри не побывал и все вещи лежали. Было несколько обидно обнаружить практически все возможные дельные вещи и верёвки, по факту половину машины можно было не везти из Питера. По прибытии на место мы сразу поняли, что в данном месте мы лодку спустить не сможем, манипулятор ближе 6 метров к воде не подъедет, так как ему будет просто некуда раскинуть лапы, плюс ко всему, обследование дна показало, что ближе 8 метров от берега скидывать лодку нельзя, так как там мелко. В итоге необходимо было вывесить 3-х тонную лодку на 14 метровой стреле манипулятора.

Через несколько часов подъехал Максим и начал рассказывать, какую шикарную лодку мы купили, как тут всё замечательно и здорово. Изначально мы договорились с Максом, что в первый же день после приезда мы спускаем лодку, так как не хотим жить в лодке на кильблоках. Пообщавшись, приняли решение, что в 18-19 часов готовы будем спускаться и Макс стал звонить манипулятору. И вот тут, нас поджидал очередной форс-мажор, по словам Макса, манипулятор забыл про нас и уехал в Гётебург, хозяева манипулятора обещали помочь решить этот вопрос, но на связь так больше и не вышли. Макс начал искать другой манипулятор, но все попытки оказались тщетны, манипулятора на сегодня найти не удалось. Когда вечером Макс вновь к нам приехал, мы договорились, что завтра к вечеру мы должны быть на воде, за сим первый день Шведских мучений был окончен, спать мы остались на кильблоке.

На следующий день, с самого утра я начал звонить Максу и напрягать его по поводу поиска манипулятора, так как к этому моменту я уже понял, что, если его постоянно не долбать, ничего не получиться. Но всё, что я слышал в ответ – это слова, что он ищет, но кто-то не берётся спускать в этом месте, а те, кто берутся, хотят 5500 крон, что несколько выше обещанных Максом 1000 крон. В районе 15 часов позвонил Макс и сказал, что нашёл манипулятор, который готов нас спустить в этом месте и договорился он на завтра. На мой вопрос, какого чёрта, опять завтра, если накануне мы договаривались, что нам надо спуститься сегодня вечером! Он ответил, что какая нам разница, мы же всё равно ещё не уходим и можем ночь переночевать в лодке. Я сказал, что нас это не устраивает и мы должны быть на воде сегодня и точка! Макс взял паузу и перезвонил через пол часа с новостью, что спуск будет вечером, но неизвестно, когда, так как манипулятор работает и приедет к нам, как освободится. Мы стали готовить лодку к спуску. В районе 19 вечера приехал манипулятор, а за ним и сам Макс. Из кабины вылез молодой водитель мусульманской внешности и его помощник. И вдруг оказалось, что они с Максом знакомы, что преподносилось нам, как большой плюс. Пообщавшись с Максом, манипулятор подъехал максимально близко к воде, до воды оставались те самые 6 метров и начал выставляться. В результате манипулятор встал кабиной к воде. В России, водители манипуляторов не разгружают груз через кабину, но разве такие мелочи могли остановить лихого манипуляторщика… В два голоса мы пытались объяснить Максу, что этот манипулятор физически не сможет вынести висящую лодку на 14 метров, но общались мы словно со стеной, всё, что твердил Макс, «всё будет ок, водитель знает, что делает». Следующий вопрос, который у меня возник, хорошо, даже если он нас спустит, как мы попадём на лодку, которая будет в 8 метрах от берега, на что Макс предложил залезть мне внутрь на спускаемую лодку, на, что я ответил категорическим отказом, таким безумием я не занимался даже в России, но и представить не мог, что столкнусь с этим предложением в Швеции. В результате, было принято решение завести концы на мост находящийся в нескольких метрах и причал метрах в 50, чтобы после спуска подтащить лодку к мосту и запрыгнуть на неё. Когда всё было заведено, я снова позвал Макса, попросил позвать водителя и показать ему, куда надо спустить лодку, что, по моему мнению, было абсолютно не реально, но Макс в очередной раз наплевал на мою просьбу и операция началась.

Манипулятор поднял лодку, развернул стрелу и начал плавно нести её к воде, когда лодка оказалась над водой метрах в 3 от берега, задние колёса манипулятора оторвались от земли и он начал падать… остановило падение только то, что лодка с высоты 2 метров резко опустилась в воду и встала на килу и перо в камыш, а манипулятор так и застыл с висящими в метре от земли колёсами.

Водителю манипулятора и Максу в этот момент стало смешно, а вот нам почему-то не очень. Автоматика манипулятора блокировала практически все действия, единственное, что смог сделать водила – это опустить стрелу, задние колёса опустились на землю и дальше начались думки, что делать с лодкой, стоящей на киле в камышах. Всё, что давала делать автоматика манипулятора – это складывать стрелу, волоча тем самым лодку по дну, но уменьшая рычаг. Подтащив лодку на метр-полтора, он смог поднять её из воды. Чисто внешне повреждений не было на пере и киле были следы ила, но как оказалось позже, при ударе повредился гельмпорт, который стал немножко подтекать.

В результате было принято решение, что здесь лодку не спустить и надо везти её в другое место. Манипулятор поставил лодку на платформу, оставалось только поднять гидравлические подпорки и везти, но опять форс-мажор, ящик в котором лежали подушки для подпорок не открывался и помучавшись минут 15, Макс с водилой приняли решение снять с телеги кильблок, поставить его на платформу и в него поставить лодку. Кильблок был слабо предназначен для перевозки лодки, его растянули всеми возможными ремнями, и мы поехали. Времени было уже около 9 вечера.

Минут через 10-15 мы приехали к месту спуска, где за 15 минут спустили лодку, поставили мачту, и манипулятор был свободен. Вся эпопея обошлась мне в 4000 крон. В тот момент, мне вспомнилось, что по ходу многомесячного общения, Макс всё время рассказывал, что он уже не Русский, что он уже больше Швед, чем Русский, но после такого спуска, я ему сказал, что более Русского человека, настолько действующего на авось, даже в России найти тяжело, он объяснил этот цирк попыткой сэкономить наши деньги. Время было уже 10, стемнело, как оказалось, белые ночи в Швеции и в Питере – это две большие разницы. Макс, поехал домой, по всей видимости, с чувством выполненного долга, мы без сил и с вытрепанными нервами пошли спать.

На следующий день, в процессе сборки лодки, было обнаружено, что в результате не грамотной перевозки из Сёдерчёпинга, был заломан обтекатель штага, пришлось долго и мучительно его править, дабы хотя бы протащить по ликпазу стаксель, в результате колено надо менять.

На этом фото видно, что закрутка свисает, и собственным весом заламывает обтекатель.
На этом фото видно, что закрутка свисает, и собственным весом заламывает обтекатель.

Как я писал ранее, Максим приобрел для меня компас и две зарядки. В первый день 13 числа, он забыл мне их привезти, сказал привезёт на следующий день, но опять забыл, привёз он мне их в 8 вечера, в пятницу 15 числа. Я стал с ним рассчитываться, но, что-то мне подсказало открыть коробки и посмотреть на их содержимое. Открыв коробку с компасом, всё было хорошо. Я открыл коробку с зарядками и обнаружил там вместо двух зарядок только одну. Макс стал говорить, что он заказывал две, оплачивал две, и не понимает, почему ему прислали только одну. Встал вопрос оплаты и когда я сказал, что не готов оплатить две зарядки, так как он мне привёз только одну, наткнулся на полное непонимание. Аргументы были простые, ты меня попросил, я тебе сделал услугу, купил, а ты меня ещё и на бабки кидаешь. Мои аргументы, что я заказывал две, получил одну и за одну готов уплатить не принимались ни в какую. В итоге Макс остался обижен и сказал, что любой человек на моем месте уплатил бы за две и только я, такой засранец отказываюсь платить. Я попытался объяснить, что Швеция цивилизованная страна и если он обратится в магазин, то наверняка вылезет лишняя зарядка и вопрос может быть решён. Впоследствии так и получилось, в понедельник вечером мне написал Макс и сказал, что зарядка у него, но мы были уже в пути. Привези покупки 13 числа, в среду, ну или хотя бы 14 числа, в четверг, то он мог успеть получить недостающую зарядку до нашего отхода, но это был бы не Макс, а другой человек… Договорились, что он отправит мне её с попутной лодкой, коих было не мало, но он то забывал, то не хотел, то был не в Швеции, когда я сам мог её забрать через друзей. В итоге зарядка так и осела у Макса, а я порадовался, что не заплатил за неё, так как сейчас переживал бы, как её получить.

Последний раз, мы встретились с Максом в марине Даларо, которую нам опять же посоветовал Макс, как самую дешёвую, а по факту она оказалась самой дорогой в округе. Наконец-то оформили на коленке договор купли-продажи, после чего он решил, что заработал на нас мало и попросил дополнительно хотя бы 1000 крон. По его мнению, он очень хорошо сделал свою работу и заслужил эти деньги, на, что у меня было своё мнение. В результате, чтобы не расходиться совсем плохо, я перевёл ему 500 крон, и мы разошлись.

Отдельно хочется отметить полную безответственность Макса в вопросах финансов. С апреля месяца я пытался сопоставить наши записи и вывести ИТОГО. Но в результате ничего не получилось, при том, что у меня все переводы подтверждались чеками, которые я сразу отправлял, Макс так и не смог свести всё воедино, но в итоге согласился с моей цифрой. Как так можно вести финансы я не понимаю.

Что могу сказать по итогу, по итогу я доволен! Я доволен лодкой, но от общения с Максом остался очень тяжёлый осадок, слишком тяжело давалось это общение, слишком много нервов потрачено. Я не отговариваю от работы с ним, наверное, в каких-то случаях – это единственный вариант, но в целом, даже с не богатым английским, если вы хотите купить лодку, а продавец готов с вами общаться, всё можно сделать самому, без посредников.