Бизнес с нуля. Как стартовать с минимальными вложениями - актуальная информация 2018 (Часть 2)

Бизнес с нуля. Как стартовать с минимальными вложениями - актуальная информация 2018 (Часть 1) - Тут

Оформляем бизнес по закону

Вопреки сложившемуся у новичков мнению, оформление бизнеса – далеко не первый этап работы. Начать искать исполнителей и клиентов вполне можно, вообще еще не имея никакого бизнеса (оформленного юридически). И никакого нарушения здесь нет. В конце концов, даже если возникают вопросы со стороны налоговой (ну мало ли…) всегда можно сказать, что вы просто проверяете спрос.

Начинать процедуру оформления следует лишь тогда, когда встает вопрос о заключении официальных договоров либо о приеме оплаты. А если речь идет о заработке на сайтах или партнерских программах, то допустимо при небольших доходах работать без оформления от нескольких лет до нескольких месяцев, пока этот бизнес не станет основным источником дохода.

Сама процедура оформления бизнеса в России проста и занимает 3-5 рабочих дней. Для начала определим, стоит ли становиться индивидуальным предпринимателем или создать юридическое лицо – ООО, АО.

ИП – плюсы и минусы

Сейчас условия работы индивидуальных предпринимателей таковы, что их возможности практически не отличаются от возможностей полноценной организации. ИП может нанимать персонал, он должен иметь кассу, чтобы принимать наличные. ИП доступны почти все виды деятельности.

Регистрируясь в качестве ИП, следует иметь в виду, что взносы в пенсионный фонд предприниматель платит фиксированные, они начинают начисляться с момента регистрации и не зависят от дохода. Это может быть как плюсом, если доход велик, так и минусом, если доход небольшой или его нет совсем.

Еще одна «засада», которая подстерегает предпринимателя – это ответственность. У индивидуального предпринимателя нет разделения на личное имущество и имущество для бизнеса. А значит, и отвечает предприниматель всем, что у него есть. Например, взяв кредит на развитие, можно при неудачном стечении обстоятельств лишиться банковских вкладов, машины и даже квартиры.

С другой стороны, предпринимателю проще использовать доходы на личные цели, ведь все деньги, которые поступают на его счет или в кассу – его личные. И он может без ограничений их снимать и пользоваться для удовлетворения личных целей.

ООО, акционерное общество – какие преимущества дают на старте?

Создавая юридическое лицо в форме ООО или акционерного общества, обычно преследуют двоякую цель.

С точки зрения потребителя и контрагента предприятие выглядит более солидным и надежным партнером, чем предприниматель.

С другой стороны, юридическое лицо обеспечивает безопасность личных активов, ведь его учредитель рискует лишь уставным капиталом. Какие бы долги не были у предприятия, личное имущество учредителя останется неприкосновенным. Следовательно, предприятие – бизнес с минимальным риском, но более серьезным отношением.

Еще один нюанс, которые не принимают в расчет начинающие предприниматели – возможность изменения организационной формы. Развитие бизнеса может привести к тому, что потребуется «превратить» ИП в ООО или открыть дополнительное юрлицо. Так что, выбирая организационно-правовую форму, следует учитывать лишь ближайшую перспективу, а не думать на годы вперед.

Любые платежи (налоги, взносы в ПФ и т.п.) у ООО, АО зависят от прибыли или оборота. Так что при отсутствии дохода расходы на содержание будут минимальными.

Однако организация подразумевает ведение полноценного бухгалтерского и налогового учета, что требует либо привлечения специалистов, либо самостоятельного изучения. Сложнее и отчетность.

Для оформления бизнеса как в форме предпринимательства, так и юридического лица потребуется собрать пакет документов и вместе с заявлением отнести или отправить по почте в налоговую инспекцию.

Если у будущего предпринимателя уже есть ИНН и СНИЛС, то дополнительно потребуется паспорт. В случае ИП – лишь самого предпринимателя. В случае организации – учредителя (или всех учредителей) и генерального директора (которым может быть один из учредителей).

Для ООО и АО потребуется также составить комплект учредительных документов. Список и образцы есть на сайте налоговой службы, причем нередко достаточно использовать типовые варианты, добавив в них лишь персональную информацию. Если же требуется прописать в учредительных документах особые условия, то лучше воспользоваться услугами юриста.

До начала регистрации бизнеса следует определиться и с системой налогообложения. Если выбранный вид бизнеса находится в списках патентных, то выбора, собственно нет, придется оплачивать патент. Если же стоит выбор между упрощенной и общей системой налогообложения, то на начальном этапе «упрощенка», конечно, выгоднее и проще.

В упрощенной системе налогообложения есть два варианта:

  • расчет налогов с оборота (6%);
  • расчет налогов от прибыли (15%).

На этапе составления бизнес-плана следует просчитать, какой вариант предпочтительнее. Обычно при небольшом обороте с высокой маржой (то есть высокой прибылью относительно оборота, когда расходы невелики) выбирают 6% с оборота. Если же оборот большой, но собственно, доля дохода в нем невелика (например, небольшое агентское вознаграждение), то лучше платить 15% с прибыли.

Последние изменения в законодательстве требуют для приема наличных иметь кассовый аппарат, подключенный к онлайн-системе передачи данных, практически от всех. Несмотря на то, что полный переход к этой системе произойдет лишь в 2018 году, открывая бизнес с нуля лучше сразу оборудовать нормальную точку приема платежей, чтобы впоследствии не переделывать. Или совсем отказаться от работы с наличными, что намного удобнее при продажах через интернет.

Получать деньги на сайте, если требуется система оплаты, можно, используя специальные сервисы, которые просты в установке и не требуют дополнительных затрат, многие из них при небольшом обороте можно использовать бесплатно.

Развитие бизнеса может потребовать использования более продвинутых инструментов, однако на первом этапе лучше всего открывать бизнес с минимальным риском и вложением собственных (а тем более, заемных) средств.