Эффекты Кулешова - аксиомы монтажа, известные во всем мире

22 October 2018

Лев Кулешов - один из первых фундаментальных теоретиков киноискусства.

В 1941 году он выпустил учебник "Основы кинорежиссуры" - книжка стала культовой и хрестоматийной для мира кинематографа.

С тех пор много чего поменялось, но два крайне важных эффекта до сих пор используются:

Эффект Кулешова

Один из самых известных примеров магии монтажа.

Кулешов отдельно сделал крупный план актера, который сидит и внимательно смотрит за камеру.

Далее, этот отрывок смонтировали с другими кадрами, получив три разных куска (с одними и теми же кадрами актера):

  • С тарелкой еды
  • С ребенком в гробу
  • С девушкой на диване

Каждый из кусков был показан трем разным группам, далее их попросили описать увиденное.

  • Первая группа однозначно описала эмоции актера как то, что он хочет есть и аппетитно смотрит на еду.
  • Вторая - что скорбит о ребенке.
  • Третья - что очарован девушкой.

На самом деле выражение лица актёра во всех трёх случаях было, конечно, одним и тем же.

Лев Владимирович наглядно показал, как меняется восприятие кадра зрителем в зависимости от контекста.

Сейчас это кажется очевидным, но, например, в знаменитой сцене в душе из "Психо" - мы не видим ножа, разрезающую плоть, мы видим по отдельности кричащую девушку, человека, наносящего удары, и кровь, стекающую в ванну.

Эта последовательность кадров воспринимается как единое целое именно из-за эффекта Кулешова.

Географический эксперимент Кулешова

Наш светоч монтажа также заметил, что если кадры смонтировать в правильной динамике, то они будут смотреться как единое целое (продолжающееся в одном пространстве), даже если фактически сцены сняты в разных местах.

Тут приведу прямую цитату из Википедии:

Кулешовым был снят и смонтирован следующий видеоряд: в начальном кадре актриса Хохлова идёт мимо «Мосторга» на Петровке.
В другом артист Оболенский идёт по набережной Москвы-реки. В этих кадрах они улыбнулись и пошли навстречу друг другу. Сама встреча и рукопожатие были сняты на фоне памятника Гоголю. Здесь актёры повернулись и куда-то посмотрели. Затем в последовательность был вставлен кадр Капитолия в Вашингтоне.
Далее — кадр на Пречистенском бульваре, где актёры принимают решение и уходят. И наконец, — кадр, в котором они идут по ступеням храма Христа Спасителя. Все, кто смотрел этот материал, приходили к единому мнению, что герои вошли в Капитолий.
В этом эксперименте Лев Кулешов доказал необходимость целенаправленной организации монтажа действий актёров внутри каждого кадра, то есть необходимость наполнения кадров определенным содержанием, представленным в строго определённой форме: в избранной режиссёром крупности и чётко ориентированной внешней направленности движений и взглядов.

Оригинальный пример найти не смог, так что пусть будет перекидывание мячика студентами какой-то украинской киношколы.

Резюме

За книгу Лев Кулешов получил звание доктора наук.

Хичкок как-то скажет об экспериментах Кулешова: «Это — настоящее искусство создания идей»