ГЕНИЙ СО-АВТОРА GORILLAZ ДЖЕЙМИ ХЬЮЛЕТТА

Воспоминания художника о создании виртуальной группы Gorillaz с Деймоном Албарном и о комиксе в стиле «анархо-панк» «Tank Girl»

Последние 25 лет талант Джейми Хьюлетта нашёл своё применение в самых разных сферах. И хотя известен он в первую очередь участием в создании вместе c Деймоном Албарном (вокалист Blur) персонажей Gorillaz, свою карьеру он начал в конце 80-х годов с комикса «Tank Girl» («Танкистка») в стиле «анархо-панк», когда, казалось бы, комикс как жанр в Британии уже перестал существовать. Хьюлетт приложил руку к созданию самой популярной в мире анимационной группы, поставил вместе с Албарном мюзикл, запечатлел по просьбе «Оксфам» процесс изменения климата, демонстрируя уникальные способности адаптации под самые разные задачи.

Богатая и необычная творческая карьера Хьюлетта началась в университете, когда он пытался создать свежий и интересный женский персонаж, который, как он тогда считал, другим художникам даже во сне не приснился бы. «Взрослые комиксы тогда были непопулярны, – говорит он о своих студенческих годах в Уэртинге Западного Суссекса. – Мы хотели быть провокационными, рассказывая дерзкие истории от лица именно женского персонажа, потому что тогда, как мне кажется, не было интересных и самостоятельных женских персонажей, и, казалось, все они были нарисованы мужчинами, которые даже ни разу не общались с женщинами».

«Tank Girl» был впервые опубликован в журнале Deadline и представлял собой зажигательную, исполненную сарказма историю о Ребекке Бак, живущей в пост-апокалиптической Австралии. Нарисованный Хьюлеттом и написанный его другом и коллегой Аланом Мартином комикс был дерзким, кровавым и бесспорно уникальным, чем привлёк большую аудиторию поклонников, и вовсе став впоследствии художественным фильмом (собравшим, однако, всего 6 миллионов долларов при 25-миллионном бюджете). Хьюлетт перестал заниматься комиксом в 1995 году, однако в 2015-ом поучаствовал в коллекции «Tank Girl, 21 век».

Успех «Tank Girl» стала толчком к необычной и весьма разносторонней карьере художника, антология которой, наконец-то, была удостоена изданной Taschen монографии, впервые выпущенной в 2017 году, а в 2018-ом свет увидело второе её издание. Книга представляет собой огромную коллекцию самых популярных работ Хьюлетта в разных форматах, в том числе несерьёзные и даже малоизвестные проекты, раскрывающие новые стороны таланта ныне одного из самых влиятельных художников Англии.

Внушительную часть этой коллекции занимает «Tank Girl», ставший отражением его студенческой пылкости и неудовлетворённости индустрией комиксов. Данная серия также иллюстрирует присутствующие в мире комиксов двойные стандарты, ставшие причиной его расставания с DC Comics, до того, как он создал Gorillaz вместе с Албарном. Согласно Хьюлетту, развратность в «Tank Girl» должна была отразить извращённую природу жанра, как это часто делали другие художники.

Как замечает Хьюлетт о своей работе с Мартином над «Tank Girl»: «С помощью этого персонажа нам хотелось раздвинуть рамки, быть чуть более дерзкими и говорить то, о чём не говорили другие, и такими словами, которые нельзя было использовать в комиксах. Мы пытались преодолеть царившую тогда жалкую цензуру. Нельзя показывать соски, например, но можно показывать, как кого-то режут на куски и прочая подобная хрень».

Самое большое отличие между двумя изданиями Хьюлетта – это обложка. На первом издании она представляла собой коллаж из работ художника, а на втором – изображение персонажа его неоконченной серии «Female Freedom Fighters» («Солдатки свободы»), которая по плану должна была стать выставкой, посвящённой вымышленным революционеркам. По его словам, он предпочитает создавать женские персонажи и изначально планировал создание нескольких таких персонажей для выставки. Он также поделился, что после 2,5 лет работы над книгой, обложку для неё пришлось делать впопыхах, и она, на самом деле, никогда ему не нравилась.

«Я сделал её буквально за час до запуска в печать. Она мне не нравилась, но поменять её я уже не мог, – говорит Хьюлетт. – Весь тираж оказался распродан за 6 дней. Тогда я тут же побежал к издателю и сказал, что если мы будем делать второе издание, я настаиваю на новой обложке. Я выбрал персонажа «Female Freedom Fighters», потому что это очень сильный образ, который мне нравится».

В книге также подробно рассказывается о работе Хьюлетта с Албарном над образами Gorillaz, виртуальной группы, ставшей мировой сенсацией, до сих пор способной привлечь молодых исполнителей. На их последнем альбоме Humanz участие приняли Винс Стейплс, Kelela, Кали Учис и другие восходящие звёзды. Наряду с набросками для клипа «Dirty Harry», иллюстрациями к несостоявшемуся фильму Celebrity Harvest с участием Gorillaz (который, по словам, Хьюлетта, «должен был стать очень мрачным и, возможно, с каннибалами и зомби») в книге присутствует несколько уникальных работ, включая образы 2-D, Murdoc, Russel Hobbs и Noodle, которым в монографии уделено немало внимания.

«Мы создали Gorillaz 18 лет назад, и, мне почему-то кажется, сегодня они гораздо актуальнее, чем во время своего первого появления. Думаю, люди просто устали от знаменитостей, потому что складывается такое ощущение, что все кругом знаменитости невзьеб*нные, которые прославились только тем, что ничего не сделали, и поэтому к ним такое брезгливое отношение, в то время как рисованные персонажи всегда актуальны и притягательны».

Недавнее возрождение Gorillaz стало центром внимания художника. Группа вот-вот должна отправиться в охватывающий Америку, Европу и Латинскую Америку в тур, посвящённый выпущенному после 7-летнего молчания альбому. Творческий процесс над Gorillaz Джейми описывает как «конвейер», и не похоже, что ситуация в ближайшем будущем сильно изменится. Хьюлетт и Албарн сейчас работают над новым материалом для Gorillaz, который должен увидеть свет в 2018 году вслед за Humanz.

В то время как новые его творения будут, скорее всего, сосредоточены на Gorillaz, старые работы вроде «Tank Girl» и «Female Freedom Fighters» вновь находят актуальность в условиях текущего политического климата. Однако сам Хьюлетт открещивается от звания политического художника. И всё же в монографии прослеживается его не только творческое, но и идеологическое взросление. Пропитанный духом «Безумного Макса» «Tank Girl» кажется бесконечно далёким от умиротворяющих изображений елей южной Франции или, наоборот, тревожных и вместе с тем оптимистичных иллюстраций, посвящённых изменению климата в Бангладеше. Как признаётся сам Хьюлетт, из-за постоянной занятости, ему редко когда удаётся окинуть одним взглядом весь массив своих работ, но когда это ему всё же удаётся, он испытывает откровенное удивление, какое при прочтении монографии испытает как прожжённый фанат, так и новичок.

«Я постоянно над чем-то работаю, это потом публикуется, и я берусь уже за следующий проект. Делаю его, публикация, что-то новое. И поэтому, когда видишь потом это всё, в шоке оказываешься просто. И думаешь про себя: «Пи*дец, какой кошмар!» Или: «Куда я смотрел, когда отдавал это?!» Хотя иногда бывают и сюрпризы 10-летней давности, например. Думаешь: «Ни фига, что такое на меня тогда нашло? Выглядит офигенно же». Порой меня тревожит, что я совсем не помню, что именно я нарисовал. Это хорошо или плохо?»