Яранский некрополь

Яранскому некрополю 300 лет. Кладбище – не только место захоронения усопших, но и  историческая летопись, в некотором роде – лицо города – свидетельство того, кого помнят и почитают. Здесь в ограде купцов Беляевых похоронен о. Матфей – наша святыня. Здесь похоронены и купцы-меценаты, и просто обыкновенные жители и священнослужители Успенского Собора, Троицкой церкви.

Это протоирей Георгий Романов, который с 1855 по  1865 годы был благочинным Яранского округа. При нем построен нынешний Троицкий храм.

В 1856-1857 годах о. Георгий возглавлял Яранское духовное училище и более
20 лет он сдавал свой дом под духовное училище за очень низкую плату и отапливал помещение, а также содержал сторожа.

Сана протоирея Георгий Романов был удостоен в 1872 году. В 1878 году  награжден орденом святой Анны 3-ей степени, а в 1880 г. по случаю 50-летия служения в священном сане представлен к  ордену Святого Владимира 4-ой степени, что дало право его детям просить зачислить их в состав Российского дворянства Московской губернии.

На кладбище также покоится  протоирей Яранской Троицкой церкви Иоанн Анцыгин (1837-1904), священник  Троицкой церкви Василий Дрягин и его семья, священник   Яранского Успенского Собора  Александр Красовский, дьякон Успенского собора Константин Луппов (скончался в 1912 г). 

Не доходя до часовни отца Матфея, похоронен отец Кузьма (после Великой Отечественной войны он был священником в Никулятской церкви). И многие-многие священнослужители и члены их семей. Не называю служителей Благовещенской церкви – вопрос требует времени и разысканий. А, может быть, и потому, что при Вознесенском монастыре были свои захоронения, а также могилы священнослужителей были с восточной стороны Благовещенской церкви – об этом хорошо помнят коренные жители города.

После революции в Яранской тюрьме томились  многие представители духовенства. Верующие люди знают, что в овраге  кладбища множество безвестных братских могил. На одной из них табличка гласит: «Под сим крестом покоятся тела замученных  епископов Иоакима и Иакова». Народное предание говорит о том, что епископы Иоаким и Иаков  в Яранске были приговорены к расстрелу. Перед смертью попросили разрешения в последний раз  вознести хвалу Господу. Невольные свидетели  их предсмертных молитв конвойные отказались стрелять. «Это ваше послушание, выполняйте», - благословили святители, и те не посмели ослушаться.

От центральной аллеи слева, тоже через овраг, под старой елью, похоронен священомученник Василий (Попцов)    (д. Люмпанур) – других данных пока о нем не найдено.

На кладбище захоронен яранский епископ Димитрий (в миру Поспелов Дмитрий Константинович). Он родился в 1861 году. Когда начались гонения, был осужден и отбывал ссылку в 1923-1924 г.г. в Ташкенте, с 1929 по 1933 год в Уральской области. В 1933 году епископ Димитрий  получил свободу проживания и  20 марта          1934 года был назначен управляющим Яранской епархии.

При  входе на кладбище во вторые ворота виден огромный крест (сейчас он сменен на новый, железный). Здесь покоится архимандрит Варсанофий (в миру Никитин  Иван Прокопьевич)    1878 года рождения, уроженец с. Кузнецово Йошкар-Олинского района республики Марий Эл. Он с отроческих лет был при монастыре. Архимандрит Варсанофий стал последним наместником монастыря «Мироносицкая пустынь». Скончался в яранской тюрьме – это произошло 24 июня 1944 года. Старожилы Яранска рассказывают, что когда о. Варсанофий умер, над тюрьмой воссиял столп света от земли до неба.

Через вход в последнюю калитку на возвышенности справа покоится тело иеромонаха Авеля (в миру Матишин Авель Акимович). Он родился в 1890 году, уроженец с. Песчанка      Каменец-Подольской области. В 1947 году арестован и осужден по известной статье 58 пункт 10 и пункт 11 и отбывал наказание в Мордовии. В 1955 году освобожден и прибыл на жительство к нам в Яранск, было ему тогда 65 лет. В Яранск приехал вместе с нашей горожанкой, которая тоже пострадала за веру Христову.  Позднее он побывал на своей родине, на Украине, нашел своих племянников и вернулся обратно в Яранск.

Отца Авеля многие помнят до сих пор: невысокий, горбатенький, длинные волосы заплетал в косу. К нему многие обращались за советом, ходили прямо домой. О. Авель перед кончиной наказал: «Схороните меня на новом кладбище». «Новым» тогда, в 1967 году, считалось свободное место на горе, ближе к окраине современных границ кладбища.

Прочти рядом с о. Авелем похоронен игумен Паисий (в миру Панов Павел Иванович). Он был насельником Яранского Пророчицского монастыря, куда поступил  в 1925 году, а в 1928 году принял монашеский постриг с именем Паисия. За свою подвижническую жизнь он четыре раза был осужден. В воспоминаниях архимандрита Иоанна Крестьянкина, насельника Псково-Печорского мужского монастыря, отбывавшего вместе с игуменом Паисием срок тюремного заключения, звучали такие слова «Готов придти на помощь по первому зову, не унывал и другим не давал, всё умел делать, всем помогал».

В 1956 году о. Паисий возведен  в сан игумена. С 1957 по     1972 годы – определен к Космо-Демиановской  церкви с. Каракша Яранского района. Награжден палицею и крестом с украшениями.      В 1972 году игумен Паисий вышел на пенсию по болезни, был парализован. Умер он в 1986 году в возрасте 85 лет.

О. Авеля и о. Паисия народ считал прозорливыми, и к ним не зарастает тропа почитателей, за могилками тщательно ухаживают.

Место упокоения  архимандрита Макария, настоятеля Успенского храма нашего города в 1993-1997 г.г.. -  близ алтаря Успенского храма.

О. Макарий  также снискал своим благочестием, любовью к церкви и людям всеобщее почитание. Он был одним из старейших Вятских священнослужителей. Одним из первых  стал служить молебны на могиле о. Матфея, был членом комиссии по его канонизации.

А сколько  безвестных имен и тайн хранит старое кладбище. Господь не всегда сразу открывает имена подвижников и исповедников веры и тех людей, которые, пламенея сердцем, служили господу и людям.   Во времена безбожия  эти люди были преданы забвению. Кладбище разорялось многие годы, сносились и разбивались надгробия. Наш долг - принести покаяние делами. В настоящее время историко-краеведческий клуб «Память», который работает с 2007 года, реализует проект «Яранский некрополь». Цель проекта состоит в том, чтобы восстановить историческую справедливость, отдать долг памяти тем, кто жил до нас. Тем, кто строил наш город, тем, кто просвещал, кто назидал в православной вере.

Самое же главное  - нужно восстановить преемственность поколений. Необходимо, чтобы современная молодежь помнила о нашей истории, воспринимала лучшие традиции, которые выверены веками.

У о. Матфея было много духовных чад. Один из них  был Дмитрий Бакшаев. В свое время он получил благословение от        отца Матфея, чтобы ему с женой уехать от родителей на северные прииски. Отец Матфей сказал: «Поезжай, только тебе всего дадут мало. Мое благословение тебе такое: с копейки наживешь тысячи».   И молодые уехали. Бакшаев Дмитрий был молотобойцем. Потом его призвали в армию, а жена с тремя детьми вернулась в Яранск.    К революции они по благословению старца скопили около 2 тысяч рублей, по тем временам огромные деньги, но с новыми порядками все потеряли. После окончания Гражданской войны Бакшаев приехал в родной город, принял хиротонию и 20 лет прослужил диаконом в Успенском Соборе. Похоронили о. Димитрия недалеко от могилы  отца Матфея.

Сын его тоже стал верующим человеком, который не боялся ходить на кладбище, когда там была охрана. В советские времена в день памяти отца Матфея (29 мая) и в большие церковные праздники на кладбище  людей не пускали, стояли оцепления, дежурили дружинники с предприятий города. На могилу к старцу нельзя было подойти, но люди собирались и молились недалеко от могилы о.Матфея. Гонения и запреты не помогали, паломничество на могилу отца Матфея не прекращались. Власти решили её вскрыть,  изъять мощи старца, надеясь, что к пустой могиле ходить не будут. Жительница нашего города Таисия Ефремовна пришла как-то под вечер на кладбище и видит: трое мужчин святое погребение раскапывают… Выкопано было глубиной до колен, дальше земля святотатцев не пустила. Они рубили топором, били ломом. Но лишь искры из недр земных выскакивали. Тогда могилу о. Матфея залили бетоном, даже несколько соседских погребений сравняли и под каменный панцирь упрятали. Но вера в заступника победила.

В последнее время число почитателей старца  множится. Особенно после строительства часовни в 1991 году и канонизации отца Матфея (1997 г.).

Часовня отца Матфея – это крошечная беленькая церковь,  символизирующая образ монаха-праведника.  Архитектурный облик ее прост и лаконичен, все выдержано в традициях  русского храмового зодчества. Венчает часовню шлемовидная  глава с крестом.

Верующие идут  к заступнику земли Яранской со своими бедами и чаяниями. Батюшка обещал духовным чадам, что когда умрет, – связь его с людьми не прервется.

«Приходите на мою могилку, - благословлял о. Матфей - излейте свое горе, расскажите как живому все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение  у Господа, то не оставлю вас без утешения» - эти слова служили и служат путеводной звездой к чудотворцу земли нашей – Матфею Яранскому.