Большой и малые голландцы - Рецензия на выставку "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции"

25 September 2018

Выставка голландских художников в Пушкинском музее, посвященная эпохе Рембрандта и Вермеера, представляет около 80 картин из Лейнденской коллекции. Эта коллекция одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века, собранная Томасом Каплан и его супругой. Коллекция была названа в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт.

XVII век для голландской живописи - золотой. В это время голландская нация только начинала свой исторический путь. Голландия это семь мятежных провинций, принадлежавших некогда Нидерландам. За свою свободу и независимость во время войны с Испанией им пришлось заплатить огромную цену. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, которое в то время активно освобождалось от религиозных оков католической Испании. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции, оттеснив на задний план религиозные сюжеты. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом. После отвоеванной себе свободы, после кровопролитных битв, голода, мучений, во многом в картинах голландских художников этого периода отражается стремление изобразить жизнь простую, мирную. Сюжеты полны обыденных сцен, земного спокойствия и больше всего любви - каждого художника к своему маленькому родному уголку земли и к людям, которые на нем живут.

Смысловой узел выставки завязывается на жизни и творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669), крупнейшего представителя золотого века голландской живописи, - здесь и его конкуренты, и его вдохновение, и картина его учителя Питера Ластмана (1583 – 1633) , и картины его лучшего ученика. А вокруг него собраны все остальные так называемые "малые голландцы". Самих живописных творений Рембрандта на выставке всего двенадцать, среди которых есть и "Минерва" (1635), представленная сразу напротив входа в зал, а также его рисунок "Отдых молодого льва". Этот рисунок весьма интересно противопоставлен небольшому рисунку Леонардо да Винчи, на котором зарисована голова медведя.

Вся выставка поделена на несколько смысловых составляющих, в которые входят картины, подобранные по той или иной тематике: "сокровенные радости домашней жизни", "скромные интерьеры и молчаливые диалоги", "промысл Божий", "остерегайтесь роскоши" и т.д. Она как будто приоткрывает нам мир и быт Голландии XVII века. Это впечатление ещё больше усиливается, когда переходишь во второй зал, где в разделе "Мир музыки" не просто представлена картина Герарда Терборха "Музыканты" (ок. 1642-1644), или Якоба Оттервелта "Поющий скрипач" (1666-1670), или Яна Вермеера "Девушка за вёрдживилем" (1670 – 1672), а слышатся настоящие звуки прекрасной мелодии и стоит удивительный, редкий инструмент вёрджинел - бюро, сделанный из ели, красного дерева и кости, привезенный из Российского научного музея музыки.

Названная в честь родного города самого известного художника эпохи, коллекция освещает богатое духовное наследие Лейдена, а также большого количества художников и живописных школ, возникших вокруг него. Она отличается поразительной глубиной и широтой состава - от произведений проливающих свет на истоки творчества Рембрандта, до картин, показывающих наследие его современников и соперников. Из 250 картин и рисунков, входящих в состав этой коллекции, на выставке представлено 82 произведения, что дает уникальную возможность изучить взаимопроникновение идей и истории, становление голландского золотого века.