Подросток терпеть не может школу. И есть за что

Мой сын школу не любит. И я его понимаю. Правда, понимаю уже с высоты своего возраста. Когда мне было столько, сколько сейчас моему ребенку, я её – школу – терпеть не могла инстинктивно. Сейчас – аргументировано. И даже с поправкой на совсем разные школы: моя – советская, его – вроде как времен капиталистических. Потому, что суть нашей школьной системы не изменилась с тех пор от слова «совсем».

Я и раньше-то не больно выступала по поводу школы, точнее, по поводу взаимоотношений «мой сын - школа». Вроде и школа – лучшая в городе, и директор – вменяемая дама, и педагоги – люди, если не с большой буквы, то профессионалы. А быть человеком и профессиональным учителем – это две разные ипостаси, как ни крути. Но сын школу не любит и сам процесс обучения порой считает, мягко говоря, диким. Я молчу, но по некоторым пунктам солидарна. Тем более, когда он выдает следующее:

- Сынок, и что у вас сегодня по информатике было?

- Понятия не имею, мы весь урок с Ваней болтали.

- ????? О_о…

- Мам, нам полгода разжевывали как вордом пользоваться. Я где-то на этом этапе слушать перестал.

Ну, а, собственно, чему я удивляюсь. В свои 13 мой сын смонтировал клип. С которым он, со товарищи, занял второе место на городском конкурсе, посвященном, если обобщать, необходимости чтения. Сами написали текст, сами сняли видеоряд, сами спели, сын смонтировал. Помощь в подготовке минусовки и собственно записи голоса за небольшую мзду организовал мой коллега по работе на телевидении. После этого я должна заставлять сына быть внимательным на уроках информатики, которая рассчитана на школьников первый раз увидевших компьютер на уроке в шестом классе?

Математика. Даже в элитном физико-математическом классе она разделена на математику, геометрию и тригонометрию. И как бы на одном уроке три дисциплины не пересекаются. А физика вообще от математики отделена пропастью. Хотя как всё это можно изучать по отдельности – у меня мозги вскипают, когда я об этом думаю.

Физика, химия и математика. Три отдельных предмета. Ни в одном учебнике нет отсылок от одной науки к другой.

Физика, химия и биология. Тоже три отдельных предмета, хотя как их можно делить до такой степени – мне не понятно. По отдельности получается бессистемный набор знаний, которые применить на практике невозможно. И даже пытаться понять строение окружающего мира – нереально.

Литература. Великая русская. Самый больной момент школьной программы. Вопрос моего сына:

- Почему мы изучаем ТОЛЬКО русскую литературу?

- Потому что предмет – РУССКАЯ литература. Был бы ты украинцем и жил бы в Украине – изучал бы украинскую литературу.

- И русской бы не было?

- Да была бы. При всём уважении к Украине, её литературы на 11 лет обучения не хватит.

- Ладно, с этим понятно, но почему у нас нет зарубежной литературы?

- Потому, что есть, сынок, такое понятие «Родина».

- Мам, не ёрничай.

А я ёрничаю? Я когда список обязательных к прочтению книг просматриваю, у меня всегда только один вопрос: «Зачем»?

Нет, я не против русской классики, более того, будучи школьницей, читала ее на опережение. «Войну и мир» в шестом классе, в 12 лет. Вопрос, что я из неё поняла. Да, содержание знала. Да, мне было даже интересно. Да, больше мне заняться было нечем: в моем детстве кино и телевидение существовали факультативно, слово «интернет» не существовало. Читала бы я в таких объемах сейчас – большой вопрос. А тогда учитель литературы, приходя на родительские собрания, смущенно говорила моей маме: «Я, конечно, понимаю, что вашей дочке на моих уроках скучно. Но пусть она хотя бы на них приходит». Мама бледнела, краснела, не знала, как реагировать, поэтому просто доносила данную информацию до меня. А кому не будет скучно, если основной массе одноклассников вот уже пятый урок подряд разжевывают «Евгения Онегина»? И вопрос: что, даже такие заучки как я, понимали в «Евгении Онегине»?

Большинство произведений, которые обязательны к изучению в рамках школьной программы, просто не рассчитаны на понимание подростков. В них поднимаются проблемы и рассматриваются взаимоотношения, до которых они попросту не доросли. Читать механически, чтобы потом столь же механически ответить на вопросы «по тексту» не понимая сути? Так они так и делают.

- Слушай, сынок, ты же не читал… (название книги), как ты вообще за эту тему пятерку получил?

- Сокращенное содержание прочитал, учебник пролистал… Там же тест был, мам. Ума много не надо.

- А почитать целиком тебе не хочется?

- Неа. Что там интересного?

И я не знаю, как ответить на этот вопрос.