Нож космического Хищника

Лет 10 назад в группу компаний «Подарочный фонд «СТАТУС» пришел Заказчик и попросил сделать что-то фантастическое, «неземное», напоминающее оружие грозного инопланетного охотника из картины «Хищник 2». Причём не бутафорию наподобие киношной, а реальную вещь.

В фильме про хищника фигурировало метательное оружие – дисковый нож. После каждого броска он неизменно возвращался к хозяину. Поэтому в качестве рабочего названия изделия выбрали «Бумеранг» – в шутку, конечно. Другой ключевой момент – раз речь шла о космических мотивах, материал должен был быть соответствующий. Решили, что без куска метеоритного железа не обойтись. Он стал отправной точкой всей композиции. Ее геометрия тоже должна была вызывать космические ассоциации. В общем, сплошная мистика: не нож, а летающая тарелка.

Итак, в центре композиции оказался довольно крупный кусок метеорита, а мелкие его куски были использованы при ковке серповидных клинков. Метеорит – дорогой материал, состоящий на 90% из природного железа. Использовали в работе «капли» Сихотэ-Алиньского метеоритного дождя, который обрушился на землю в 1947 году, что подтверждает соответствующий сертификат. Да-да, не удивляйтесь, метеориты во всём мире обязательно проходят сертификацию.

Далее предстояло сделать конструкцию – лёгкую и прочную. Вначале хотели поставить серебро, потом основу конструкции, или каркас, решили сделать из титана. Ячейки между основными (несоосными) лучами конструкции – полые. Технологически конструкция получилось сложной, потому что соединить элементы очень непросто. Для титана применялась специальная аргонная сварка. Можно сказать, и технологии были тоже «космические».

В центре находится трубка, или металлическое кольцо, от которого расходятся направляющие (лучи). По краям крепятся два серповидных клинка. Направляющие имеют пазы со сложным сечением, куда крепятся клинки. Сверху сделаны вставки из чёрного дерева, а снизу идет титановая пластина. Вся конструкция жестко фиксируется при помощи специальных резьбовых стяжек. Вес изделия составляет около 500 граммов.

Размер конструкции, расположение отверстий в ней рассчитывались, исходя из параметров человеческой руки. Если присмотреться внимательно, её биомеханическое, «внеземное» начало не вызывает никаких сомнений. Вся конструкция должна быть прочной и одновременно красивой.

Расчётно-теоретическая часть проекта заняла около полугода. Владимир Фадеев, помимо резьбы по черному дерева, занимался изготовлением восковых моделей для инкрустации. Другой участник проекта, Иван Бологов, архитектор по образованию, выполнял все расчёты по габаритам конструкции, её прочностным характеристикам, рисовал схемы распределения нагрузок и делал макет в пластилине. Серповидные клики ковал талантливый мастер Лев Алдохин. Ему предстояло сковать два серпа (серповидные клинки), но при этом попасть в четкие радиусы, а это ох как непросто. Если клинок закален, то обрабатывать его практически невозможно, а при закалке его здорово ведёт. Что делать? Закаливали весь «бумеранг» целиком, оставляя возможный зазор на деформацию, а также жестко фиксировали всю конструкцию при помощи двух струбцин. Вместе с ними и закаливали. Направляющие имеют четкий паз по всей длине, иначе всё бы перекосило. Всё равно вело малость, но там был запас, можно было как-то подтянуть. Свою роль сыграло и то, что титан не взаимодействует ни с какими кислотами. Имеется в виду, что клинок не только калился, но и травился вместе с титаном: узор дамасской стали проявляется на клинке только после травли кислотой.

В данном «Хищнике» нет случайных материалов, всё продумано. Кроме метеоритного железа, для изготовления дамаска использовалась специальная ствольная сталь 40ХН2МФА, разработанная Центральным конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) и высокоуглеродистая инструментальная сталь У12. Титан тоже особенный, пластичный, чтобы можно было сварить, и прочный. Весь титан тёмный после дробеструйной обработки, а зеленоватые хризопразы символизируют кровь внеземного монстра.

Если брать за основу предложенный образец из фильма, то на нём тоже постоянно какие-то сполохи мелькали. Так что всё соответствует. Например, инкрустация. Изначально вставки делались из чёрного дерева. Затем элементы украшений вынимались, туда воск заливался, затем по форме воска отливались детали из серебра, а по серебру уже делалось гравировка. Вот по такой технологии и работали. Все вставочки, кнопочки тоже из серебра.

Серебро патинированное, поэтому местами темнее смотрится. Серебро, имея в виду украшения, тоже крепится на штифтах. На всякий случай клей тоже добавляли. Обычно так не делают, но сделали на всякий случай – вдруг нож станут бросать (хотя лучше этого не делать).

Кусок метеоритного железа в центре композиции просверлен насквозь, что из-за неоднородной структуры металла и асимметричной формы задача, прямо скажем, не из лёгких. Он крепится на двух стальных спицах. Но если рассматривать фотографии, кажется, что он будто парит в воздухе – самих креплений не видно, иначе было бы не эстетично. Точно также крепятся и два клинка серповидной формы: клинки на винтах подтянуты и на концах с двух сторон закрыты.

Хотя рёбра прочности (лучи) являются соосными, сомнение в надежности всей конструкции не возникает: она держит предельную нагрузку, в том числе и на удар. Не зря же рассчитывали столько времени. Сопромат – наука не для слабых дизайнеров, иначе зачем бы стали приглашать архитектора-профессионала.