5 фактов о том, как наш мозг превращает нас в идиотов

Боль­ше все­го ваш мозг лю­бит вам вре­дить, при­чём де­ла­ет он это са­мыми раз­ны­ми спо­соба­ми.

1. Свой бес­смыс­ленный пот­ре­битель­ский вы­бор мы от­ста­ива­ем изо всех сил

Жизнь пре­под­но­сит нам мно­жес­тво си­ту­аций, в ко­торых мы дол­жны де­лать вы­бор, и это со­вер­шенно нор­маль­но. Од­на­ко ког­да та­кой же под­ход мы на­чина­ем при­менять к ве­щам не­сущес­твен­ным, ко вся­ким ме­лочам, тог­да по­купа­ем би­лет до «стан­ции иди­отов» и это — би­лет в один ко­нец.

Борь­ба за ме­лочи се­год­ня яв­ле­ние нас­толь­ко рас­простра­нён­ное, что мы еле ус­пе­ва­ем за ней сле­дить. Гей­ме­ры на PC про­тив лю­бите­лей иг­ро­вых прис­та­вок, поль­зо­вате­ли Windows про­тив поль­зо­вате­лей Mac OS, пок­лонни­ки Эд­варда про­тив пок­лонни­ков Джей­ко­ба (пер­со­нажи филь­ма «Су­мер­ки») — это лишь нем­но­гое из то­го, что зас­тавля­ет лю­дей за­тевать «свя­щен­ные вой­ны» на прос­то­рах се­ти.

А при­чина у все­го это­го од­на: сбой в моз­гах, ны­не из­вес­тный как «ис­ка­жение вос­при­ятия сде­лан­но­го вы­бора». Этот сбой зас­тавля­ет нас ду­мать, что ве­щи, ко­торые мы вы­бира­ем — са­мые луч­шие.

Со­вер­шенно не­важ­но, ка­кой смар­тфон вы же­ла­ете ку­пить, мозг ваш уже всё дав­но ре­шил, и по­тому он зап­росто мо­жет вас убе­дить в том, что имен­но эта кон­крет­ная мо­дель смар­тфо­на яв­ля­ет­ся вер­ши­ной мо­биль­ных тех­но­логий, так как в про­тив­ном слу­чае вы бы прос­то не ста­ли её по­купать. Ис­ка­жение в вос­при­ятии уже сде­лан­но­го вы­бора ум­но­жа­ет в ва­шей го­лове дос­то­инс­тва куп­ленно­го гад­же­та, а на его не­дос­татки вы не об­ра­ща­ете со­вер­шенно ни­како­го вни­мания.

И бо­лее то­го, это же ис­ка­жение, в свою оче­редь, мо­жет зас­та­вить вас ви­деть в ве­щах, ко­торые вы не выб­ра­ли, лишь их от­ри­цатель­ные сто­роны. Как раз по этой при­чине мы по­лага­ем, что гад­жет, куп­ленный дру­гим че­лове­ком, за­ведо­мо ху­же, чем наш.

2. Мы счи­та­ем, что зна­ем лю­дей луч­ше, чем они нас

Вам ког­да-ни­будь встре­чал­ся че­ловек, сущ­ность ко­торо­го бы­ла вид­на вам с пер­во­го взгля­да? На­вер­ня­ка да. И во­об­ще, не ка­залось ли вам, что боль­шинс­тво лю­дей для вас — как от­кры­тые кни­ги, и их очень лег­ко про­честь?

Боль­шинс­тво лю­дей ав­то­мати­чес­ки счи­та­ют се­бя эта­кими кру­тыми ре­бята­ми, ког­да речь за­ходит о по­нима­нии дру­гих лю­дей. Это ещё один «моз­го­вой сбой», ко­торый из­вестен как «ил­лю­зия асим­метрич­ной про­ница­тель­нос­ти»: сбой зас­тавля­ет нас счи­тать, что мы мо­жем ви­деть лю­бого че­лове­ка нас­квозь, в то вре­мя как мы са­ми для это­го че­лове­ка — со­вер­шенно неп­ро­ница­емы.

Ил­лю­зия асим­метрич­ной про­ница­тель­нос­ти — это не­дос­та­ток на­шего чувс­твен­но­го вос­при­ятия, и выз­ван этот не­дос­та­ток тем, что мы не в сос­то­янии наб­лю­дать за со­бой со сто­роны так же, как мы наб­лю­да­ем за дру­гими. И мозг поль­зу­ет­ся этим не­дос­татком для то­го, что­бы ввес­ти нас в заб­лужде­ние. Из-за это­го мы на­чина­ем ду­мать, что у нас есть ка­кая-то сверхъ­ес­тес­твен­ная спо­соб­ность по­нимать ок­ру­жа­ющих.

А по­том вдруг ока­зыва­ет­ся, что при­вет­ли­вый па­рень, жи­вущий по со­седс­тву, в те­чение дол­гих лет тво­рил не­мыс­ли­мые зло­де­яния. Вот толь­ко ник­то из ок­ру­жа­ющих об этом по­чему-то не до­гады­вал­ся.

3. Ил­лю­зия эко­номии вре­мени: мы склон­ны пре­вышать ско­рость, слов­но иди­оты

Все зна­ют, что во­дите­ли лю­бят пре­вышать ско­рость, так де­ла­ете и вы. И ес­ли вы, ве­дя ма­шину, хо­тя бы раз ло­вили се­бя на мыс­ли, что ве­дёте её как пол­ный ду­рак, то ве­ро­ят­но, вы и есть пол­ный ду­рак.

Од­на­ко су­щес­тву­ет и дру­гая вер­сия, ко­торая то­же мо­жет объ­яс­нить ва­ше по­веде­ние: ваш мозг прос­то не поз­во­ля­ет вам «пра­виль­но» осоз­на­вать са­мо по­нятие вре­мени.

«Ил­лю­зия эко­номии вре­мени» — это до­воль­но хит­рая шту­ка. Она ис­поль­зу­ет ваш «ко­ман­дный центр», на­ходя­щий­ся в че­реп­ной ко­роб­ке, для то­го, что­бы не дать вам пра­виль­но оце­нить вре­мя, ко­торое вы мо­жете сэ­коно­мить, ес­ли уве­личи­те ско­рость.
В сущ­ности, мозг зас­тавля­ет нас ду­мать, что быс­трая ез­да на ма­шине прев­ра­тит нас в эта­кого по­вели­теля вре­мени, и мы охот­но сог­ла­ша­ем­ся с этим.

Ошиб­ка в оцен­ке вре­мени, выз­ванная ил­лю­зи­ей его эко­номии, мо­жет про­яв­лять­ся по-раз­но­му у раз­ных лю­дей. Од­на­ко ча­ще все­го её ре­зуль­та­том яв­ля­ет­ся пре­выше­ние ско­рос­ти со впол­не пред­ска­зу­емы­ми пос­ледс­тви­ями.

4. «Эф­фект Бу­ки»: мы пов­то­ря­ем прош­лую ин­форма­цию, не под­вергая её сом­не­нию

В од­ной из глав кни­ги о Вин­ни-Пу­хе глав­ный ге­рой вмес­те со сво­им дру­гом Пя­тач­ком об­на­ружи­ли на сне­гу две це­поч­ки сле­дов. Они ре­ша­ют уз­нать, ко­му при­над­ле­жат эти сле­ды. В хо­де по­ис­ков за­гадоч­ных су­ществ Вин­ни-Пух и Пя­тачок при­дума­ли им име­на: Бя­ка и Бу­ка. В кон­це кон­цов вы­яс­ни­лось, что од­на це­поч­ка сле­дов при­над­ле­жала Пя­тач­ку, вто­рая — Вин­ни-Пу­ху.

Так вот, «эф­фект Бу­ки» — по­хож на всё опи­сан­ное вы­ше. Но про­ис­хо­дит это в жиз­ни, с ре­аль­ны­ми людь­ми, и ра­зуме­ет­ся, не без вме­шатель­ства моз­га.

Сог­ласно «эф­фекту Бу­ки», у на­шего моз­га есть при­выч­ка по­лагать­ся на прош­лую ин­форма­цию, нев­зи­рая на то, что эта ин­форма­ция мо­жет ока­зать­ся оши­боч­на.

Во­об­ще, это впол­не ес­тес­твен­ная ре­ак­ция. Од­на­ко ес­ли это нач­нут де­лать все, то это мо­жет стать ог­ромной проб­ле­мой. К при­меру, мно­жес­тво лю­дей мо­жет на­чать ссы­лать­ся на ка­кие-то со­вер­шенно не­обос­но­ван­ные фак­ты, ис­ка­жать ин­форма­цию и кор­ректи­ровать её прос­то для то­го, что­бы она зву­чала ин­те­рес­нее, и про­дол­жать­ся это бу­дет до тех пор, по­ка суть не ока­жет­ся ис­ка­жена пол­ностью. А это, в свою оче­редь, обя­затель­но ска­жет­ся на жиз­ни лю­дей.

5. Прин­цип Пол­ли­ан­ны: мы от­ка­зыва­ем­ся иметь де­ло с неп­ри­ят­ны­ми ве­щами

До­води­лось ли вам, про­иг­но­риро­вав ка­кое-то важ­ное с мо­раль­ной точ­ки зре­ния де­ло, поз­же чувс­тво­вать се­бя ви­нова­тым и бес­ко­неч­но за­нимать­ся са­моко­пани­ем? Вы ду­ма­ете что-то вро­де «Это бы­ло дей­стви­тель­но ужас­но, тот па­рень, ка­жет­ся, от­клю­чил­ся в сне­гу… но по­чему я прос­то про­шёл ми­мо?!» Нет, это не по­тому, что вы са­мый жес­то­кий че­ловек в ми­ре. Это до­воль­но рас­простра­нён­ное яв­ле­ние, из­вес­тное как «прин­цип Пол­ли­ан­ны».

«Прин­цип Пол­ли­ан­ны» — это пси­холо­гичес­кий фе­номен, ко­торый сос­то­ит в том, что ваш мозг иног­да да­ёт вам чувс­тво лож­но­го, и по­рой со­вер­шенно не­обос­но­ван­но­го оп­ти­миз­ма вам во бла­го.

Этот фе­номен, ок­ку­пиро­вав ваш мозг, мо­жет зас­та­вить вас ми­ними­зиро­вать зло, на­ходя­ще­еся в не­пос­редс­твен­ной бли­зос­ти от вас,пу­тём пос­то­ян­но­го приг­лу­шения уг­ро­жа­ющих и неп­ри­ят­ных вам сти­мулов, поз­во­ляя вам кон­цен­три­ровать вни­мание на ве­щах, по-нас­то­яще­му при­ят­ных для вас.

Да­же ес­ли ваш со­сед за­явит­ся до­мой пь­яным, и нач­нёт де­боши­рить, «По­ли­ан­на» быс­тро убе­дит вас ос­та­вать­ся в ва­шей «зо­не ком­форта»: вы бу­дете спо­кой­но си­деть на ди­ване и про­дол­жать иг­рать в ви­де­оиг­ры, нес­мотря на кош­мар, тво­рящий­ся за дверью.