Как банкам не проиграть конкуренцию IT-компаниям

Традиционному банковскому бизнесу угрожают технологические компании, и весь рынок финансовых услуг вскоре изменится, пишут аналитики McKinsey. У банков есть несколько способов не проиграть конкуренцию Alibaba и Baidu.

pxhere
pxhere

Сейчас рынок финансового посредничества состоит из множества компонентов: проведение платежей, управление активами, брокерские услуг, обслуживание корпоративного и розничного сектора.

В будущем весь рынок разделится на три части: торговля и транзакции, услуги, построенные на отношениях с клиентами и B2B-услуги.

В первую часть аналитики включают платежи, депозиты и потребительские займы - те услуги, которыми люди пользуются регулярно. Во вторую – те услуги, где, в первую очередь, важно взаимодействие с клиентом - M&A, управление активами, кредитование компаний. В этой сфере человека частично заменит искусственный интеллект. Третья часть включает в себя B2B-услуги, которые можно частично автоматизировать и таким образом сделать дешевле – например, трейдинг. Учитывая изменение структуры рынка, аналитики McKinsey предлагают банкам четыре пути развития.

Первый путь. Построить собственную экосистему, в которой банк предоставляет все виды финансовых услуг. Такому банку потребуется крупная сеть - так, например, сделал Danske Bank: его р2р-переводами пользуется 60% населения страны.

Второй путь. Банк может создавать собственные продукты, при этом дистрибуцию на себя возьмут более крупные игроки. При этом важно, чтобы у таких банков были низкие издержки.

Третий путь. Сфокусироваться на одном или нескольких направлениях бизнеса. Например, банк может создавать узкоспециализированные продукты, либо сосредоточится на обслуживании одной категории клиентов.

Четвертый путь. Остаться традиционным, но стать полностью цифровым банком. Технологии позволят снизить расходы, а сам банк станет практически незаметным для клиента.