Важно быть на виду: акселераторы ищут хорошие идеи и постоянно мониторят платформы!

Конспект лекции Дарьи Мински

На открытой лекции «Всё про акселераторы для медиа» в Пресс-клубе Дарья Мински рассказала про основные медиаакселераторы в мире. Также речь шла о том, что нужно для того, чтобы на ваш проект обратили внимание и отобрали для участия; кто еще поддерживает медиастартапы, на какие конференции стоит ехать с уже готовым продуктом и как зарегистрировать компанию онлайн.

Дарья Мински — основательница беларусских проектов kyky.org, RFRM, co-founder/CEO Exponenta. В 2015 году уехала в Испанию получать магистерскую степень в IE Business School (Мадрид) в области визуальных и цифровых медиа. Стажировалась в Вашингтоне. Основала AI-стартап Exponenta, который прошел акселерацию в Хельсинки в Startup Sauna Accelerator (Финляндия). Сейчас стартап находится в Next Media Accelerator (Гамбург, Германия).

Стартап Exponenta занимается предсказанием виральности текстов. На основе больших данных и аудиторных предпочтений дает рекомендации, как улучшить публикацию, сделать ее более популярной.

Предлагаем почитать самые интересные фрагменты лекции.

Что интересно акселераторам?

Акселераторам интересны технологичные проекты. В Next Media Accelerator есть контентный стартап, но вы будете интересны, если у вас есть технологическая инновация, если вы как-то связаны с AI, blockchain. Двери для вас откроются не только в медийные, но и в акселераторы в целом.

Что нужно для того, чтобы попасть в акселератор

1. У вас должен быть MVP: какая-то демка или что-то, демонстрирующее вашу идею. Просто идея уже не пройдёт. Нужны подтверждения: первые клиенты, опыт пользователей. Можно также собирать letters of intent — «письма о намерениях». Вы идёте к клиентам и спрашиваете: у меня есть идея, готовы ли вы ею пользоваться? Они отвечают: да, готовы отдать за неё столько-то. Собираете 10–20 отзывов — этого достаточно, чтобы вас приняли в акселератор. Это своеобразная валидация бизнес-идеи.

2. Готовность переехать. Большинство акселераторов требуют релокации, программы длятся по 4–6 месяцев. И 2–3 человека должны переехать, можно и одному, но по опыту скажу — это довольно грустно. Лучше, чтобы была небольшая команда — поддерживать боевой дух.

3. Свободный английский. Вас ждёт гигантское количество выступлений перед инвесторами, топ-менеджерами. Если у вас кривой английский, то скорее всего отфильтруют ещё на этапе интервью. Поэтому если у вас как у фаундеров английский не очень, советую взять человека со стороны, например, business development manager, который поедет делать публичную часть,

Если у вас все эти компоненты есть, можно подавать заявку в акселератор.

Про акселераторы

Next Media Accelerator

• Самый главный акселератор по медиа в Европе. Он молодой, это лишь шестой батч, программа ещё формируется. Но у него большое количество связей и он может открыть любые двери в Германии. Требует 10% от компании за 50 тыс. евро инвестиции.

• Ориентация на немецкий рынок. Инвестор — Немецкая ассоциация прессы. Это медиакомпания из Германии, которая ищет инновационные решения для своего рынка. Если вы не готовы работать на немецком — скорее всего, будете неинтересны Next Media.

• Релокация обязательна.

• Акселератор хорош ещё тем, что когда заканчивается программа, инвесторы готовы сделать фоллоу-ап и доинвестировать в стартап в следующем году некоторую сумму: 25 тысяч евро за 5%. И ещё за 3% готовы поддержать ресурсами: можно приехать к ним в офис, использовать технику, связи, рабочее пространство.

• Неприятный момент: долгий процесс принятия решения по инвестициям. Большинство команд получили инвестиции к концу батча. Мы получили их спустя 4 месяца работы в команде. Нужно быть готовым обеспечивать себя все это время. Мы попросили небольшой кредит и как только получили инвестиции — вернули его.

Matter

• Самый известный, классный и приятный.

• Находится в Нью-Йорке и Сан-Франциско, там и набирают два батча.

• Требуется релокация.

• Предлагают 50 тысяч долларов. Нет такого, что они сразу берут себе долю. Сперва оценивают стоимость компании. Смотрят, сколько кэша на счету, и потом принимают решение, сколько в неё инвестировать.

• Программа длится 5 месяцев. Требование: вы должны быть Delaware C-corp. Они предложат сделать flip — перенос юрисдикции в Delaware C-corp. Это привычная форма для стартапов, с ней очень просто взаимодействовать. Большинство американских инвесторов даже не будут рассматривать стартап, если он не Delaware C-corp. Там есть специальная структура для легальных маневров, поэтому мы решили со старта взять себе эту форму компании. Это довольно быстро, и обойдется лишь в 500 долларов.

• Matter принимает заявки 2 раза в год. Процесс отбора долгий. Мы подавались одновременно с Next Media и были на рассмотрении в Matter, когда пришёл оффер из Next Media. Решили не рисковать. Кроме того, 50 тысяч долларов это немного, если вы живёте в Нью-Йорке. В Гамбурге затраты на жизнь ниже. И мы ценили возможность находиться в Европе, здесь техническая команда, проще ездить из Гамбурга в Минск.

• Они mission driven. Инвестируют в for-profit (коммерческие) стартапы. Но если стартап имеет какую-то социальную задачу — это сразу большой плюс в карму.

Plug & Play

• Это сеть акселераторов. Конкретно здесь это Axel springer — один из крупнейших медиахолдингов в Европе. Юрлицо всех гигантских немецких Belt, Bild. И у них множество медиапроектов по всей Европе. Предложение аналогичное NMA: инвестируют 25 тыс. долларов за 5%.

• Находятся в Берлине.

• Программа длится 100 дней. Главное преимущество — контракт с Axel Springer, и это дорогого стоит, к вам будет больше доверия.

Founders Factory

• Это не медиаакселератор как таковой, но ему доверяют. Его известный партнёр The Guardian также участвует в отборе. Они ищут стартапы, готовые внедрять что-то новое в сам The Guardian.

• Находятся в Лондоне.

• Программа длится полгода. Инвестируют 30 тыс. фунтов (примерно 40 тыс. долларов), берут 7%.

• Отличаются нудным порядком отбора. В NMA всё проходит понятно: вы подали заявку, провели онлайн-интервью и через две недели получили оффер. Здесь же 3–4 интервью по скайпу, если доходите до финальной стадии отбора — вас пригласят в Лондон за свой счёт, там вы питчите проект перед комиссией. Если решение в вашу пользу, тогда вы переезжаете в Лондон на полгода. Для нас это было слишком затратно, жить в Лондоне дорого, поэтому выбрали NMA.

Harmony Labs

• Очень свежий акселератор, но у них самое крутое предложение, которое я видела.

• Находятся в Нью-Йорке.

• Требуется релокация.

• Программа длится 4 месяца. Одно из самых крутых из предложений — то, что у них есть команда разработчиков, исследователей, data-scientists, которые вместе с вами разрабатывают проект.

• Инвестируют 100 тыс. долларов и при этом не берут equity вообще. Единственное условие — требуют пожизненную лицензию на ваши разработки.

• У них ограниченное количество стартапов — 4 в год — поэтому конкуренция колоссальная.

Media Lab

• Это non-equity акселератор, т.е. не берут никакой доли.

• Находятся в Баварии, в Мюнхене.

• Инвестируют 15 тыс. евро, это скорее даже грант.

• Релокация: просят переехать на полгода в Мюнхен.

• Они друзья с NMA и с множеством медиакомпаний в Баварии. И у этих компаний есть деньги для того, чтобы покупать ваши продукты.

• С NMA у нас была проблема: все команды питчили проекты на немецком и мне, как человеку, который не говорит по-немецки, было некомфортно. Мне кажется, в этот акселератор имеет смысл подавать заявку тем, кто свободно разговаривает на немецком и будет разрабатывать продукт для немецкого рынка.

Кто еще поддерживает медиастартапы

Кроме акселераторов. есть ещё компании, которые поддерживают медиастартапы.

Digital News Initiative

Это самый большой и крутой фонд, вкидывающий сотни миллионов на новые разработки в области медиа.

Варианты заявок, которые можно туда подавать.

1. Прототип. До 50 тыс. инвестируется в проект, все 100% костов. Не требуют бизнес-плана и плана монетизации. Просто ваша классная идея, если понравится комиссии — получаете до 50 тысяч.

2. Средний и большой проект. Это следующие стадии. Здесь уже покрывается 70%, а 30% надо покрыть самим. Бизнес-план и пути монетизации должны присутствовать.

• Принимают заявки каждый год. Дедлайн в апреле. Засада для беларусов в том, что грант рассчитан на резидентов Европейского союза. Либо человек может подавать себя, либо вы подаётесь в партнёрстве. Если ваш партнёр — резидент Европейского союза, тогда он подаёт заявку, вы вписываетесь туда и делите деньги. Шанс получить грант выше, если вы партнёритесь с кем-то.

Knight Foundation

Выкладывают интересные гранты в области журналистики и технологий в медиа. Имеет смысл мониторить, если у вас американская компания и ориентация на американский рынок.

New Media Ventures

Сильно ориентированы на рынок США. Инвестируют до 250 тыс. долларов на ранних этапах, т.е. это пре-сид, сид (идея, прототип). Инвестируют в None Convertible note — определяют долю не сразу, а позже, когда происходит оценка компании.

• Это ребята mission-driven, им важна социальная значимость. Если у вас есть социально-значимый компонент — это большой плюс.

• Но они не инвестируют в проект, где есть технологическая составляющая. Так что если вы non-profit стартап, тогда идея ok. Но если вы стартап, который ориентируется на бизнес-модель SAS — у вас потребуют некоторое количество пользователей (думаю, 10 человек будет достаточно), фидбек.

• Процесс отбора: объявляют open call, делают short list, отбирают финалистов и решают, в какие 12–15 стартапов они инвестируют.

North Base Media

Это большой фонд. Инвестиции, как правило, от миллиона. Т.е. вам 100% нужно иметь доход, постоянных клиентов. Они инвестировали во многие известные стартапы, которые предоставляют услуги для медиа.

Самое прекрасное то, что они инвестируют в любые стартапы по всему миру, не привязываясь к какому-то рынку. Подходят для матёрых стартапов, которые готовы осваивать миллионы и более.

Список европейских конференций

Куда податься, если у вас уже есть продукт

Эти конференции (список ниже) работают лучше, чем email. Туда приходят топ-менеджеры крупнейших медиахолдингов, которые готовы вас слушать. Если им всё понравится, и у вас есть контракт, то они его там же и подпишут. Я была свидетелем, когда люди просто ходили и подписывали контракты. Это был просто праздник для стартапов, которые подготовились к этому.

DIG Publishing

На первой конференции они оплачивали всё: дорогу, проживание, питание. Но халява закончилась. С этого года вход платный — около 200 евро с человека.

Все остальные конференции тоже просят делать взнос.

IBC и Media Matters

Находятся в Голландии. Media Honeypot меняют локацию: они были в Амстердаме, в Хельсинки, в Стокгольме, перемещаются по северной части Европы. Даже если вход стоит 200 евро — это окупится, поверьте.

Будьте на виду!

Акселераторы ищут хорошие идеи, они постоянно мониторят все платформы. Те, которые я перечислила: f6s, angellist, gust, crunchbase. Сделайте хороший профайл, и вам будут постоянно писать. О большинстве акселераторов я узнала потому, что они написали сами. Очень важно быть на виду! Тогда акселераторы всю поисковую работу сделают за вас.

Регистрация компании онлайн

Крутейший сервис — это Stripe Atlas.

Если у вас беларусский паспорт, то с регистрацией не будет проблем. Мы, трое беларусов, зарегистрировали Delaware C-corp в течение 2-х недель. Нам не пришлось приезжать в Штаты, чтобы открыть банковский счет. Всего $500 — и у вас появляется счет в Silicon Valley Bank.

Кроме того, у них прекрасная поддержка: пошагово объясняют, что и как нужно делать, рекомендуют юристов, бухгалтеров. И самое крутое, что у них есть — комьюнити. Вам с удовольствием рассказывают, что и как происходит на американском рынке, и вы никогда не почувствуете себя покинутым.

Похожий стартап — Clerky. Они тоже предоставляют услуги по регистрации. Но мы его не использовали, поэтому не могу сказать об уровне сервиса. Цена услуг примерно такая же.

Мы ни разу не пожалели, что прошли акселератор

Перед тем, как принять оффер, у нас были сомнения. Акселератор требовал 10% компании за 50 тыс. инвестиций. Плюс бытовые неудобства, переезды. И как человеку, который делает медиа с 2010 года, было сомнительно, что мне могут рассказать что-то новое. Но мы ни разу не пожалели о том, что приняли предложение и прошли через акселератор. Когда ты начинаешь стратап, любой бизнес — у тебя есть гипотезы, которые нужно подтвердить. В большинстве случаев они не имеют никакого отношения к реальности. А когда ты сталкиваешься с реальным миром, то постоянно подтягиваешь эти гипотезы под нужды клиентов. Акселератор дает необходимую экспертизу и возможности в области медиастартапов.

В Беларуси стартует первый акселератор для технологических стартапов в медиаиндустрии.

Если у вас есть идея, стартап, экспертиза — вы можете ознакомиться с программой и принять участие в LaunchME Media Accelerator. Заявки принимаются до конца 12 октября 2018 года.

3 октября в рамках LaunchME Media Accelerator, совместного проекта Пресс-клуба и SPACE, пройдёт конференция Media + IT, где представители индустрий расскажут о медиабизнесе, технологиях и стартапах на стыке медиа и IT.

3 октября состоится медиазавтрак с первым беларусским медиаакселератором LaunchME — знакомство с проектом и условия участия в акселераторе для представителей медиасообщества и IT-специалистов, стартапов. Регистрация на него открыта до 1 октября.

12 октября пройдет отборочный хакатон в акселератор. Тема: интеграция новых технологий в медиа. Для участия в хакатоне заполните анкету.

Дедлайн — до конца 12 октября.