Взгляд на рок-музыку сегодня. В шаге от левой повестке?

Сегодня немного необычная для меня тема. Хочу попробовать себя в качестве музыкального критика.

Взгляд на рок-музыку.

Кроме геополитики и истории я увлекаюсь рок-музыкой. Особенно мне нравятся «тяжелые» направления, такие как гранж, альтернатива, метал. Я ничего не имею против классического западного рока, и в целом уважительно отношусь к русскому року 80-ых. Однако мне непонятны разговоры в духе: «вот «Кино», «Наутилус», «ДДТ» - это хорошо, а все что сейчас - это плохо».

Рок-музыка - это прежде всего отражение социо-культурной реальности определенной эпохи. Так слушая Цоя - мы погружаемся в атмосферу 80-х, понимаем, как происходило брожение умов. Однако главное требование к любой рок-музыке заключается в том, что она должна быть актуальной, должна быть на злобу дня. Иначе весь смысл данного направления теряется. Поэтому важно, чтобы все время появлялись новые коллективы и направления.

Кроме того, рок - это музыка протеста. Причем протест этот необязательно должен быть прямо выражен в тексте песен. Необычный жанр, манера исполнения и тематика - все это тоже как нельзя лучше бьет по обыденности и пошлости (так называемому «мэйнстриму»). Именно поэтому, я считаю, что тяжелые формы рока на определенном этапе являли собой настоящий протест, в то время как группы типа «Наутилуса» или «Машины Времени» уже стали тем самым мэйнстримом и роком могут считаться только в ретроспективе, так сказать исторически.

Также я отдаю себе отчет в том, что многие современные рокеры - это западники и либералы. Конечно, не возникает никакого желания слушать Макаревича, представителя либерального мэйнстрима, который говорит то, что от него ждут. Другое дело молодые коллективы, в творчестве которых, как и в русском роке в 80-ые, отражается сегодняшний день. И неважно согласны ли мы с чаще всего незрелой политической позицией молодых участников этих рок-групп (тем более, что в песнях она выражена неявно). До тех пор пока творчество искреннее и не сильно обременено коммерцией - нам оно интересно.

Я верю, что у рок-музыки в России огромный созидательный потенциал, который еще дремлет (как и потенциал России в целом). Многие не согласятся и возразят: «рок - западное явление, и в России никогда не приживется». Отвечу так: кто придумал письменность - не написал лучших книг. Балет, например, тоже появился на Западе. Может ли сегодня кто-то сказать, что балет - это чуждое России направление культуры?

Лично мне хотелось бы видеть больше рок-коллективов с уклоном в антилиберализм и с левой повесткой. Насколько мы близки к этому?

Factoreal

Итак, перейдём к делу. Сегодня я бы хотел дать краткий обзор одного питерского коллектива. Встречайте - группа Factoreal. В музыкальном плане - это альтернативный рок с женским вокалом средней тяжести с элементами электронной музыки.

Как сказано на страничке коллектива Вконтакте, «песни группы посвящены бешеному темпу современного мира и его сумасшествию во всех проявлениях». Действительно, тексты изобилуют острыми социальными проблемами, актуальными для России, но в то же время являющимися глобальными. К примеру, часто в песнях коллектива говорится о безумии неистовой «цифровизации». Люди ХХI века «снаружи яркие, внутри одинаково серые», заменили себя вэб-страничкой. Также порицается безудержное стремление к деньгам и власти (композиция «Фальшивое счастье»). Лирика группы переполнена тревожных ощущений неизбежности конца подобного мироустройства. Финальные строки песни «Феникс» звучит так:

Эпоха цинизма и свободной морали,
Достаточно искры, и костры запылали,
Мир, словно феникс, возродится из пламени

В другой композиции речь идёт о проблеме пошлых теле-шоу. Лирический герой предлагает решить данную проблему изнутри - обрести «человеческий облик» и тем самым сбить спрос на непотребство.

То, что происходит – это позор!
Не будь равнодушным, найди в сердце отклик,
Шоу будет продолжаться до тех пор,
Пока мы не примем человеческий облик.

Проблема действительно серьёзная, но ее активно замалчивают. Так стоит заговорить о ней, как либералы и прочие сторонники «свободы слова» тут же закроют вам рот: «ну скажите ещё, что у нас все проблемы из-за Дома 2». Поэтому песня «Все дело в нас» очень нам дорога.

Также не пропустите перепев композиции «Нули и единицы» группы Lumen. Вещь великолепная!

Зеркальные махины
Сверкающих домов.
Интересные линии
И они пусты.
Так много геометрии,
Так мало красоты.

Интерпретация Factoreal, по-моему мнению, намного лучше оригинала. Энергетика просто потрясающая. Песня звучит очень живо, злободневно, хлестко. Молодцы!

Также хотелось бы отметить, что несмотря на серьезность проблематики, лирический герой сохраняет позитивный настрой.

Когда нет сил,
Есть те, кто верят в меня,
А значит, я не утону под небом сентября.
Пока есть цель,
Лечу на крыльях к ней.
Я склею своё счастье из маленьких обрывков дней
Очередная ложь
Превращает сердце в исколотый лёд.
А я превращу свою слабость
В желание идти вперёд.
Песня «Какая твоя жизнь на вкус»

Я не знаю, политических взглядов участников группы. Возможно, на словах они придерживаются либеральных взглядов. Однако вы посмотрите на тематику текстов! Добавьте сюда уклон в сторону того, что весь этот порочный мир - продукт неистового капитализма, и мы в шаге от левой повестки. Добавьте сюда осознание того, что сегодняшний гегемон США активно продвигает все то, что отвергает герой текстов песен - и получится антиамериканизм. Поразительно как образы в текстах могут перекликаться с набирающей обороты антилиберальной риторикой. Так например, в песне «Зеркала» современный мир назван «королевством кривых зеркал», в которых реальность искажается до неузнаваемости.

Я живу в королевстве кривых зеркал,
Право видеть правду здесь кто-то украл.
Большинство считает: зеркала не врут,
Даже если видят в них полный абсурд.

Подобное сравнение можно встретить в книге Николая Старикова «Кризис. Как это делается».

Заключение

Совершенно неважно на какой стороне политического спектра находится Factoreal. Факт в том, что в их песнях отражаются те же настроения, что и в творчестве политологов и общественных деятелей левого и патриотического толка. Мне иногда возражают: «рок не должен быть нравоучительным, о таких серьёзных темах лучше всего говорить с сарказмом и иронией». Не могу согласиться. Рок-музыка, как протестное явление, не терпит канонов и правил. Возможно выслушивать мораль от рок-музыкантов в 80-ые, 90-ые, и даже 00-ые было неуместно. Но сегодня когда «стеб» и всевозможные «камеди клабы» уже стали обыденностью, возникает спрос на нечто иное: на свежие темы, жанры, способы передачи смыслов.

На мой взгляд, лучший альбом группы - это «Планета странных людей» (2016) (на вокале Анжелика Зинченко). Интересно послушать и более ранние работы, например альбом 2013 года (там поёт другая девушка - Ника Кустанович). Песни, заслуживающие вашего внимания: «Мертвые облака», «Адреналин», «Просто будь со мною рядом».

А вот последняя работа «НеСуперГерой» (2018) мне не понравилась. Но сегодня только позитив. Если хотите, могу написать рецензию на сие творение в другой раз.

***

Итак, друзья, будет очень интересно узнать ваше мнение о данном обзоре.

Прошу, напишите в комментариях, какие современные молодые рок-коллективы кажутся вам интересными.

Мы дублируем данный блог на Конте.

ссылка:

https://cont.ws/@russianewhorizons/1095063

************************************************

Мы в социальных сетях — присоединяйтесь!

www.instagram.com/russianewhorizons
www.instagram.com/russianewhorizons