Самый мощный седан-авиатягач

Аэродромный тягач в кузове седан, единственный в истории автостроения. Был сконструирован в СССР на Минском автозаводе. На начальном этапе разработки в 1956 году получил номер МАЗ-541.

Необходимость разработки диктовали требования транспортировать тяжёлые авиалайнеры, появившиеся в то время ТУ-104 и ИЛ-18. Имеющаяся инфраструктура аэропортов срочно модернизировалась под текущие потребности, в том числе и требовалась аэродромные тягачи нового поколения.

Автомобиль был полноценным седаном с двумя рядами сидений. И двумя полноценными местами для управления тягачом (2 руля, 2 комплекта педалей), располагающимися по диагонали. Это требовалось для удобного и безопасного подруливания к самолёту и непосредственного движения вперёд.

Силовая установка МАЗа была по истине устрашающая. Танковый дефорсированный двигатель Д-12А, 12 цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный, расчетная мощность 400 л.с. Расход был ужасающий 130 литров на 100 км или 45 литров в час. Ещё одной отрицательной особенностью двигателя был огромный расход масла.

Для реализации всей тяговой мощности, массу автомобиля увеличили до 28 тонн. В качестве задних колес использовалась спарка от карьерного самосвала МАЗ-525. Коробка передач 3-х ступенчатая с 2 пониженными передачами. Привод 4х4 и максимальная скорость 30 км/ч. Максимальная масса буксируемого самолёта 85-100 тонн.

Планировалось по предварительному заказу поставить 13 единиц техники. В результате было собрано всего 3 единицы. Автомобили проработали до 70-х годов, успели засветиться в документальных фотосессиях и видеосъемках, а также в кадрах художественных фильмов.

Дальнейшая судьба разработки печальна, в связи с возросшими массами самолётов. Потребности в тягаче отпали в пользу более мощных, экономичных, тихих и экологичных. От поставки остальной партии решено было отказаться и, постепенно, существующие модели были выведены из эксплуатации.