Детская Арктическая экошкола Гимназии г. Лабытнанги на этностойбище «Земля надежды»

Взаимодействие педагогов города Лабытнанги с представителями науки Ямало-Ненецкого автономного округа для решения новых задач инновационного естественнонаучного образования – оправданное и перспективное решение.

Это подтвердила совместная комплексная научно-исследовательская экспедиция на территорию этностойбища «Земля надежды» (Горнохадатинский участок Полярно-Уральского природного парка), которая была организована с 11 по 14 сентября 2018 года на основании соглашения о сотрудничестве в сфере образования и профориентации между Гимназией г. Лабытнанги и ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», взаимодействия муниципальных систем образования города Лабытнанги и Приуральского района.

В экспедиции приняли участие 8 обучающихся 7-9 классов и 3 педагога Гимназии города Лабытнанги (Дзюба О.В., Прокофьева А.Ю., Абакутин А.Н.) под научным руководством сотрудников ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» (Моргун Е.Н., Локтев Р.И.) при методическом сопровождении МКУ «КЦ по ОМСО» города Лабытнанги (Салдина З.П.). Информационно-ресурсное сопровождение и логистику осуществлял НС «Российский центр освоения Арктики» (под рук. – Умникова А.Н.).

Место для экспедиции было выбрано неслучайно: этностойбище является базовым научным стационаром для реализации комплексного научного экологического мониторинга в ЯНАО, на этностойбище «Земля надежды» находится полукочевая школа, которую создала и возглавляет известная ненецкая писательница, член Союза писателей СССР, лауреат премии им. Н.М. Чукмалдина, почетный житель Ямало-Ненецкого автономного округа Анна Павловна Неркаги. В этой школе живут и учатся дети-сироты, нашедшие тут свою семью, и дети оленеводов из ближайших стойбищ.

Уникальность авторской идеи Анны Павловны заключается в сочетании обучения в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме, и включением воспитательного компонента - активной ориентацией ребенка на познание самого себя, природы родного края, что необходимо для будущего самоопределения.

Экспедиция позволила обеспечить условия для освоения юными гимназистами основ экологического мониторинга природных объектов в рамках деятельности муниципальной инновационной площадки «Детская Арктическая экошкола», получения сведений о ландшафтах, почвах, фауне и флоре вблизи этностойбища «Земля надежды»; развития межкультурной толерантности, межмуниципального педагогического взаимодействия.

В ходе экспедиции были реализованы четыре модуля:

  • Научно-исследовательский модуль «Экологический мониторинг», в ходе которого научные сотрудники сектора геолого-географических исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» Моргун Е.Н., кандидат биологических наук, и Локтев Р.И., младший научный сотрудник, провели лекционные занятия на темы «Комплексный экологический мониторинг в ЯНАО. Виды экологического мониторинга»; «Особо-охраняемые природные территории ЯНАО. Горнохадатинский участок Полярно-Уральского природного парка»; «Оценка рекреационной нагрузки на природно-территориальный комплекс сектора геолого-географических исследований». Также юные исследователи Гимназии г. Лабытнанги стали активными участниками практического занятия по оценке допустимой рекреационной нагрузки на природно-территориальный комплекс.
  • Методический модуль «Полевая школа» позволил осуществить обмен опытом между педагогами Гимназии г. Лабытнанги, МОУ Школа Анны Неркаги и кочевыми учителями.

В целях развития межмуниципального взаимодействия, диссеминации опыта педагоги Гимназии г. Лабытнанги провели на этностойбище в полевых условиях для местных ребятишек и педагогов внеурочные занятия: учителем биологии и химии Дзюба О.В. были проведены занятия по работе с микроскопом; учитель географии Прокофьева А.Ю. организовала совместное практико-ориентированное занятие по ознакомлению с основами картографирования, составлению карты местности этностойбища.

Начальник отдела развития общего образования и организационно-методической работы МКУ «КЦ по ОМСО» города Лабытнанги поделилась методическими продуктами, разработанными лабытнангскими педагогами в ходе апробации модели муниципальной методической системы в 2017-2018 учебном году. Педагоги Гимназии г. Лабытнанги передали учителям, работающим в школе А.П. Неркаги, электронный сборник «Методические материалы по реализации Концепции естественнонаучного образования», в который вошли рабочие программы по предметам, программы внеурочной деятельности, разработанные педагогами Гимназии в рамках реализации региональной Концепции естественнонаучного образования, и прошедшие успешную апробацию в 2017-2018 учебном году. В сборник вошли следующие программы: Суркова Н.Г., Компанеец Е.А.«Авторская программа «В мире науки» (1-4 классы); Дзюба О.В. «Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» (4-5 класс); Дзюба О.В. «Программа внеурочной деятельности «Естественнонаучная лаборатория» (5-6 класс); Рахимова С.Р., Дзюба О.В., Катайцев-Кокорин Ю.Н., Прокофьева А.Ю. «Образовательная программа дополнительного образования «Детская Арктическая экошкола» Гимназии г. Лабытнанги».

Учитель начальных классов Неркаги Надежда Васильевна и кочевой учитель Анна Андреевна Лаптандер познакомили лабытнангских педагогов со спецификой организации учебного процесса в кочевых условиях.

  • По программе образовательного модуля «Выездная лаборатория» были организованы зоологические, ботанические, гидрологические, геологические наблюдения. Педагогами Гимназии г. Лабытнанги (Дзюба О.В., Прокофьева А.Ю.) под руководством научных сотрудников ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» (Моргун Е.Н., Локтев Р.И.) была организована коллективная, индивидуальная, групповая работа по изучению почвенного покрова местности, исследованию водных объектов, проведению экологического мониторинга. Юные исследователи были ознакомлены с методикой отлова и изучения грызунов при помощи разных типов ловушек, ознакомились с методикой сбора насекомых, методикой ловли рыбы, провели наблюдение за птицами, изучили и дали комплексную характеристику горных пород и минералов, познакомились с внешним обликом, происхождением, историей развития и особенностями распространения форм рельефа и их группировок, провели исследование растительного мира (деревья, прибрежные растения, сообщества ягод и грибов).
  • Образовательный туристический модуль. Под руководством Абакутина А.Н., учителя физкультуры Гимназии г. Лабытнанги, гимназисты познакомились с основами экологического туризма, выживания в экстремальных природных условиях. Андрей Николаевич провел совместные практические занятия для лабытнангских школьников и местных ребят по установке и оборудованию палаток, вязанию туристических узлов, подготовке различных видов костров и др.
  • Образовательный модуль «Этнопедагогика». Самыми значимыми для всех участников экспедиции стали уроки Анны Павловны Неркаги, наполненные духовно-нравственным содержанием, традициями, культурой, легендами ненецкого народа. Анна Павловна преподнесла уникальный экологический урок юным гимназистам, поделившись с ними самым сокровенным – историей создания этностойбища «Земля надежды». После этого ни у кого из ребят не возникло даже желания надломить веточку или сорвать травинку на Земле надежды. Поездка на стойбище к оленеводам, организованная А.П. Неркаги, останется в памяти ребят на долгие годы. Юные исследователи имели возможность познакомиться с бытом оленеводов, с особенностями каслания, организацией оленьего стада, обустройством чума, растительностью тундры, рационом питания оленей в зависимости от времен года и др.

Каждый экспедиционный выезд по сути уникален. Так и экспедиционная поездка участников муниципальной инновационной площадки «Детская Арктическая экошкола» Гимназии г. Лабытнанги на стойбище «Земля надежды» не стала исключением. Участники экспедиции познакомились с уникальной природой Приуральской тундры, тем самым получив знания, далеко выходящие за пределы программы учебных предметов. Практическая составляющая экспедиции была реализована с использованием практико-ориентированного, деятельностного подхода. Полученные результаты в ходе экологического мониторинга послужат основой для научно-исследовательских проектов обучающихся Гимназии г. Лабытнанги.

В заключение хочется пожелать всем участникам поездки новых экспедиций, новых научно-исследовательских открытий, ведь природа Ямала уникальна и таит в себе множество тайн, находок, которые юным исследователям с помощью умелого сопровождения взрослых предстоит еще для себя открыть.