Авиация в 1937 году | Исторический акын Никита Баринов | Яндекс Дзен

Авиация в 1937 году

197 full reads
326 story viewsUnique page visitors
197 read the story to the endThat's 60% of the total page views
3 minutes — average reading time

В 1937 году Красная Армия переживала не лучшие времена - лихорадили репрессии. Тем интереснее посмотреть, как оценивали боевую подготовку, так сказать, на переломе. Сегодня у меня, можно сказать, эксклюзивный материал. Не то, чтобы это дело никто не смотрел, но в сборниках документов, кажется, оно не издавалось, да и особо не цитировалось в открытой литературе.

Открываем документ РГВА ф.29 оп.54 д.96 "Доклад НКО СССР об итогах УБП ВВС РККА за 1937 г. и задачах на 1938 г."

Характеризуя боевую подготовку в общем, отмечается:

“По сравнению с 1936 г. имеются значительные достижения по ВВС РККА по оперативно-тактической подготовке. Отстает и качественно и количественно Дальний Восток и Морская авиация. По остальным главнейшим видам боевой подготовки /огонь, навигационная подготовка и воздушный бой - ВВС РККА остаются на уровне 1936 г.”
“Скоростная бомбардировочная авиация - овладела матчастью но в массе еще не подготовлена для выполнения боевых задач /147 АБ ЛВО[Ленинградский военный округ] и 49 АБ БВО[Белорусский военный округ] - могут выполнять задачи по боевому применению днем в простых условиях метеообстановки./
Истребительная авиация, после проведенных оргмероприятий в МВО[Московский военный округ], ЛВО, КВО[Киевский военный округ] - значительно снизила свою подготовленность.
Отмечается резкое отставание и неудовлетворительный уровень боевой подготовки в КВО, ЗАБВО[Забайкальский военный округ], ОКДВА[Отдельная Краснознамённая Дальневосточная Армия], ТОФ[Тихоокеанский флот], КБФ[Краснознамённый Балтийский флот] и ЧМ[Черноморский флот]/исключая огневую подготовку/. В ряде Округов отмечается неравномерность подготовки /КВО, Моря и Дальний Восток/"

"Оргмероприятия" в данном случае, видимо, формирование новых частей. Весьма примечательно, что и тут проблемы связываются именно с расширением армии. Ещё в 1936 году, до репрессий, в БВО жаловались на сложности боевой подготовки при обилии новых формирований. Точно также для авиации было проблемой овладение "скоростной" матчастью - И-16 и СБ. При этом если И-16 уже были более-менее знакомой техникой, то СБ стали поступать лишь под конец 1936 года. С этим же связан и провал в ночных и слепых полётах в 1936 году, выправленный, как минимум, количественно в 1937:

ночной налет 1936 23670 час 5,8%
ночной налет 1937 30845 час 6,8%
слепой налет 1936 24205 час 6 %
слепой налет 1937 30845 час 5,9 %

Тем не менее, штурманская подготовка оставалась больным местом:

НАВИГАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - выполнение плана 60-65 % в основном за счет недоработки самолетовождения днем на больших высотах, ночью и в облаках. А для скоростной авиации - 10-15 %. Средняя оценка по АОН[Армия Особого Назначения, будущая Дальняя Авиация], ЛВО, БВО, Примгруппа, ОКДВА, СИБВО - удовлетворительно; КВО, ЗАБВО, ТОФ, КБФ и ЧМ - неудовлетворительно.
Неподготовленность летного состава к длительным полетам днем, в плохую погоду и особенно ночью, с развертыванием внеаэродромных полетов увеличило в 2,5 потерю ориентировок по сравнению с 1936 г. На 20.10 - 113 случаев; из них 81 - с вынужденной посадкой /72%/ и 28 случаев с нарушением госграницы.

Увы, проблемы были и с умением вести воздушные бои:

“воздушный бой с максимальным использованием истребителей организован Командующими ВВС не был, в результате состояние этого вида подготовки - неудовлетворительное. Бой систематически отрабатывали только в процессе учений.
В истребительной авиации воздушным боем занимаются мало.” “отработан лишь одиночный бой”
“воздушно-стрелковая подготовка - в целом по ВВС неудовлетворительная. Только по АОН”у и СИБВО[Сибирский Военный округ] оценка хорошо; ЛВО, БВО - удовлетворительно. ПО КВО, ЗАБВО, ОКДВА, ПРИМГРУППЕ[Приморская группа войск, часть ОКДВА], ТОФ, КБФ и ЧМ - неудовлетворительно.”
“ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА. Индивидуальная техника пилотирования по ВВС - удовлетворительная. Групповая слетанность до эскадрильи и в скоростной - до звена. Большая аварийность и неотработки элемента простого полета.
Причины: поверка техники пилотирования производится не систематически; выявленные недочеты не устраняются полностью. Нет контроля за техникой группового полета.”

Традиционно больным местом было и взаимодействие с войсками.

По-прежнему нарушается непрерывность управления авиацией со стороны общевойсковых штабов; слабая взаимная информация создает угрозу действия авиации по своим войскам/БВО/.”

В общем, хотя успехи в боевой подготовке ВВС Красной Армии были, их боеспособность вызывала вопросы и, увы, дело тут не только в репрессиях. Также заметно, что наряду с "лидерами": как ни странно, тыловой СибВО, ЛВО и БВО, есть и явно отстающие: флоты и Дальний Восток, а также Киевский военный округ, который, традиционно, наоборот лидировал по боевой подготовке.

Полную версию конспекта по этому документу, ровно как и по другим можно почитать тут.

А теперь - слайды!

На фото - оценки бригад по различным видам боевой подготовки.

ТАБ - тяжёлая авиабригада

ЛББ- легкобомбардировочная бригада

СББ - скоростная бомбардировочная бригада

ШАБ - штурмовая авиабригада

ИАБ - истребительная авиабригада.

Красным отмечена отличная оценка, жёлтым - хорошая, зелёным - удовлетворительная, простым карандашём - неудовлетворительная.

Авиация в 1937 году
Авиация в 1937 году
Авиация в 1937 году
Авиация в 1937 году