PR в России

Сектор по связям с общественностью в России является относительно молодым и значительно отличается от PR в Европе и США. Он возник в суматохе начала 90-х годов и развивался в период, когда политики и корпорации использовали PR-инструменты для дискредитации своих соперников.

Доверие аудитории к этой сфере было подорвано в самом начале. Фактически, "специалист по связям" стал ругательным словом, синонимом «лжеца». Однако, относительная стабильность в начале 2000-х годов, вызвала дальнейшее развитие сектора в более позитивном направлении.

Университеты открыли кафедры, которые обучили квалифицированных специалистов, а управление связями с общественностью стало уважаемой профессией. К тому времени, PR-агентства приобрели достаточный опыт для внедрения профессиональной этики. Наконец, был сформирован сектор связей с общественностью в России.

В 2010-2015 гг. объем рынка PR в России достиг почти 2,38 млрд. долларов, гонорары авторитетных PR-агентств составили около 3-10 млн. долларов. В 2015 г., 37% российских компаний выделяли крупные бюджеты на поддержку связей с общественностью.

К сожалению, эта положительная динамика, была несколько ослаблена в период кризисных 2016-2017 гг.

Средний ежегодный рост сегмента составляет около 30%, в основном, за счет новых PR-продуктов, которые внедряются на рынок. Несколько лет назад, общественные отношения, в основном, подразумевали работу со СМИ, проведение пресс-конференций и корпоративных мероприятий, сегодня- это создание продуманных коммуникационных стратегий, исследование репутации, маркетинг в социальных сетях и другие технологии.

Однако, на российском рынке, как и везде, есть некоторые проблемы. Одной из них является то, что многие компании путают PR с рекламой и их сотрудники отдела маркетинга выполняют функции менеджеров по связям с общественностью. Более того, таким сотрудникам часто приходится добиваться маркетинговых целей, установленных руководством. Понимания, насколько такой подход целесообразен, нет.

В этой ситуации практически невозможно выработать и последовательно внедрить эффективную PR стратегию. Следовательно, такие компании, могут потерять ценные рыночные возможности.

Многие компании по-прежнему предпочитают пользоваться услугами специализированных PR-агентств, но российский менталитет усложняет сотрудничество. Они ожидают чуда и быстро разочаровываются, принцип «Мы хотим, чтобы это было сделано ещё вчера, прекрасно и недорого» не работает.

Любая эффективная стратегия построения репутации подразумевает месяцы скрупулезной и творческой PR-работы. Помимо привлечения внимания целевой аудитории к бренду, предполагает создание гармоничных отношений с различными социальными группами, организацию новостных событий, управление ими и другие задачи. Это требует времени, но приводит к лояльности клиентов и коммерческому успеху. Разве это не то, чего хочет каждая компания?

Очень немногие понимают, что их цель не может быть достигнута через неделю. Большинство компаний считают, что PR - это публикации в изданиях, высокая узнаваемость бренда и увеличение продаж. Фактически, реализация стратегии связей с общественностью является медленным процессом и занимает не менее полугода.

Если компания динамично развивается, если она принимает участие в различных событиях, выпускает новые продукты, пытается быть ближе к целевой аудитории и активно информирует публику об этом, такая компания находится на правильном пути. С помощью компетентного специалиста по связям с общественностью, компания достигнет желаемых результатов: хорошей репутации, постоянных клиентов и высокой прибыли.

Результаты исследований бизнес-школы Гарвардского университета подтверждают это: за последние 11 лет компании со всего мира, которые сконцентрировались на создании корректной репутации, увеличили доходы на 682%, прибыли на 756%, а их штат вырос на 282%.

Напротив, компании, которые игнорировали проблемы с репутацией, показали существенную разницу: 166%, 1% и 36% соответственно. Трудно не сделать вывод о том, что PR поддержка - это эффективный способ повысить узнаваемость бренда и, следовательно, доход компании.

Российские и зарубежные компании, занимающиеся связями с общественностью, используют несколько различные методы. «Западный» подход более формализован, в отличие от нашего, основанного, в основном, на интуиции, а не на методологии. Следует, однако, отметить, что некоторые российские агентства пытаются работать более рационально.

Что касается рыночной ситуации, то в настоящее время, на рынке российских отношений с общественностью преобладает политическая консультация, включающая около 60-70% PR-услуг. Другие 30-40% разделены между социальными и деловыми PR-услугами.

Будьте рациональны в принятии своих стратегических решений и основывайтесь на долгосрочных перспективах.