Думала, это ошибка в отношении к ребёнку, а оказалось воспитание чувств…

25 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Я бабушка и, что называется, «советской закалки») Кроме того, будучи родителем, я воспитывала мальчика и в силу своих убеждений старалась справляться с капризами и слезами своего маленького сына отвлечением его внимания и юмором.

Мама моей внучки, на мой взгляд, слишком остро реагировала на слёзы малышки. При любом плаче ребёнка она подхватывала её на руки, обнимала, старалась успокоить. Надо сказать, что ребёнок при этом успокаивался с трудом.

Я в своём общении с внучкой старалась не допустить её слёз, т.е. заранее принимала профилактические меры к тому, чтобы она не упала, не ударилась, не нашла повод для истерики. А если случались слёзы, мне почти всегда удавалось её быстро успокоить с использованием приёмов, проверенных практикой и собственного родительства, и работы с детьми.

Я конечно ничего не говорила маме моей внучки. Напротив, она мне однажды сделала замечание по поводу моей реакции на слёзы ребёнка. Но «бабушка советской закалки» прошла хорошую школу психологической подготовки в советском педагогическом вузе, поэтому я восприняла это как повод поразмыслить над природой разных человеческих реакций на какие-то события.

А вскоре девочка сама преподала мне урок. Мы были с ней вдвоём дома и активно играли. И случилось так, что я уронила дорогую для ребёнка игрушку, и она разбилась… Это был подарок Деда Мороза на утреннике в детском саду – заготовка елочной игрушки, которую ребёнок сам старательно раскрашивал. Увидев побелевшие от отчаяния глаза ребёнка, я не придумала ничего лучше, кроме как закрыть лицо руками и изобразить горький плач. Я просто не знала, как ещё реагировать, потому что отвлечением внимания и юмором надвигающуюся истерику ребёнка было точно не остановить. И тут случилось для меня неожиданное – с трудом сдерживая поток слёз, внучка бросилась ко мне и, обнимая меня за ноги, задрав личико с в миг покрасневшим носом вверх и глядя на меня глазами, из которых неудержимо скатились две крупные слезы, она стала успокаивать меня теми же самыми словами и с той же интонацией, что слышала от мамы. «Не плачь! Успокойся! Всё пройдёт!» Она обнимала и гладила меня, и я видела – была исключительно искренна в проявлении своих чувств.

Я была поражена, что ребёнок в таком возрасте, а ей тогда едва исполнилось три года, способен на проявление такой эмпатии, и должна была признать для себя, что реакция мамы на слёзы ребёнка была не ошибкой, а воспитанием чувств.

Я не упустила возможность рассказать об этом случае обоим родителям ребёнка, признав, что раньше в душе осуждала такое поведение мамы, а теперь поняла, насколько оно оказалось важным для развития эмоциональной сферы ребёнка.

Нет, сама я не стала копировать поведение матери в общении с девочкой, потому что я совершенно другой человек, и наши взаимоотношения с внучкой – совсем другая история. А вспоминая детство своего сына, я понимаю, что задачу по воспитанию чувств брала в основном на себя его бабушка – моя мама, которая в моём детстве так же относилась ко мне. С моими чувствами всё в порядке, просто я не рассматривала такую сторону их воспитания. И конечно в жизни ребёнка обязательно должен быть человек, который научит его и чувствовать острее, и проявлять свои чувства. Поэтому примите как подарок кажущуюся вам излишнюю эмоциональность кого-либо из взрослых, которые окружают вашего ребёнка, будь то мама или бабушка. Чем больше разнообразного внимания он будет получать, тем более богатым и сложным будет мир его эмоций.