6 подписчиков

Почему мы играем в компьютерные игры

1,9K прочитали
Гейминг
Больше по теме

Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?" вообще не возникает - "очевидно же, что это прикольно и интересно". Как бы то ни было, компьютерные игры заняли значительное место жизни человечества и большинство так или иначе играет: кто в онлайн-стрелялки дома за компом, кто - просто в головоломки на смартфоне. Попробуем выяснить причины этого увлечения, а заодно оценить плюсы и минусы . Несомненно, мир игровой индустрии слишком разнообразен, поэтому постараемся выделить самые общие принципы.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?

Побег от реальности как защита от стресса. Иногда психика оказывается во "взвинченном" состоянии из-за режима повышенной ответственности или накопившегося груза проблем, и человек попадает в цикл прокручивания своих бед в голове вместо поиска решения. В таком случае бывает полезно и даже нужно перевести внимание, и здесь как раз может помочь виртуальная реальность. Это несомненно плюс.

No Man's Sky
No Man's Sky

Побег от реальности как медитация. Момент, тесно связанный с предыдущим пунктом: если игра не требует усердной работы мозга, она может оказать медитативный эффект. Если получилось избавиться от стресса, можно подсознательно вернуться к осмыслению проблем и возможно, неожиданно получить простое решение. Это плюс.

Zuma Deluxe
Zuma Deluxe

Желание играть как желание обучаться. Хотите вы или нет, но мозг всегда старается узнать что-то новое, получить опыт. Мозг - инструмент, который "заточен" природой именно под это, таким образом он расширяет сведения об окружающем мире, потенциально повышая шансы на выживание. Желание играть кажется привлекательным в связи с тем, что даёт возможность обрабатывать логические цепочки при минимальных физических усилиях. Решение виртуальных задач, как тренировка мозга - это плюс.

Portal 2 постоянно требует поиска нестандартных решений
Portal 2 постоянно требует поиска нестандартных решений

Игра, как тренировка на концентрацию внимания и скорость реакции. В противоположность медитативному эффекту, некоторые игры требуют определённого напряжения внимания. Таким образом они могут служить тренажёром не только для мышления, а для повышения внимательности и скорости реакции на изменившуюся обстановку. Существуют исследования, подтверждающие что люди, играющие в стрелялки быстрее справлялись с тематическим тестом, чем та группа, в которой не было игроков. Но почему мы хотим напрягаться? Хитрая система больших и маленьких поощрений вынуждает нас стараться ради победы, пусть даже и виртуальной - для мозга это не принципиально.

Скорость реакции предельно важна в стрелялках, вроде Counter Strike
Скорость реакции предельно важна в стрелялках, вроде Counter Strike

Игра, как компенсация негативных эмоций. В нас заложено природой раздражаться и злиться, когда что-то идёт не по-нашему. Этот механизм, побуждающий к действию выручал нас в первобытном состоянии, но в современном мире он бывает неуместен. С другой стороны, накопление подавленной агрессии не есть хорошо, ведь однажды она найдёт путь для реализации. Поэтому замещение агрессии в реальности на виртуальные разрушения могут быть хорошим "гасителем" негативных эмоций.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?-6

Перейдём к минусам.

Игра, как источник негативных эмоций. Явление, обратное вышеописанному: человек получает негативные эмоции, находясь в игре. Это может быть подросток, для которого статус в игре соотносится с социальным статусом, и его слишком беспокоят свои успехи/поражения в онлайне. Или это может быть взрослый человек, для которого жестокость в игре стала самоцелью. Здесь имеет место излишнее потакание своим желаниям, что конечно разрушительно для личности. Необходимо либо решать проблему в реальности, приводящую к такому поведению, либо пересмотреть отношение к игровому процессу, либо вовсе отказаться от игры.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?-7

Игра, как побег от решения реальных проблем. Есть тонкая грань между "отвлечься от проблем" в игре и "оттягивать принятие решения", засиживаясь в играх. Ситуацию это никак не спасает, а только наоборот усугубляет. И проблему в итоге нужно будет решать в большем стрессе и в меньшие сроки, отчего человек сильнее расстроится и снова будет искать утешения и положительных эмоций в искусственной среде, становясь всё менее способным к решению жизненных трудностей и всё более зависимым.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?-8

Игра, как зависимость. В погоне за положительными эмоциями, мы ищем наиболее лёгкие пути их получения. А компьютерные игры полны таких упрощений и привлекательны с точки зрения поощрений. Игроман жертвует другими видами деятельности, которые способствуют повышению настроения и укреплению здоровья. Ему кажется, что сейчас он поправит своё самочувствие, не замечая, что слишком плотное увлечение игрой и есть источник его плохого самочувствия. А ведь жизнь - это разнообразие, и ключ к хорошему самочувствию - в разнообразнии своей деятельности.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?-9

Подведём итог: компьютерные игры могут быть как полезным явлением, так и источником проблем, если человек использует неправильный подход к игре. Понятно, что не стоит винить сами игры, здесь играет роль целый ряд факторов. Однако чрезмерное увлечение может быть индикатором для себя, задавая вопрос - не убегаю ли я от влияния извне, вместо того, чтобы изменить положение дел?

Между тем, игра в том числе и полезная деятельность, представленная нам в удобной форме. Несерьёзность подачи, минимальность цены риска и конкретика целей, которые нужно достичь, позволяют эффективно вовлечься в решение задач, подчас довольно непростых. То, как умело скрыта сложность внутри развлечении или убран акцент с неё, должно вдохновлять нас, открывая горизонты возможностей для применения таких обучающих методов для людей.

 Для кого-то просиживание за компьютером часами кажется абсурдом: человек словно вывалился из реальности и неестественно неподвижен. Для кого-то наоборот, вопроса "почему?-10