Отражение принципов линейного и цикличного времени в культуре

«Время-это не реальность, а понятие или мера», — сказал древнегреческий философ-софист Антифон в 5 веке до нашей эры. Уверен, что этот тезис верен. Люди создали меру времени. При этом в зависимости от культуры люди верят, что время имеет в линейную или циклическую природу.

Древние греки сопостоставляли время с Хроносом, который контролирует линейное хронологическое время. Таким образом, корни английского chronological исходят от Chronos (Χρόνος), что в переводе с греческого означает «время».

Изображение Хроноса в работе французского художника Жана-Батиста Мозеса
Изображение Хроноса в работе французского художника Жана-Батиста Мозеса

Поскольку наша цивилизация в значительной степени основана на культуре Древней Греции, то и время в мире, как правило, считается непрерывным потоком, который не имеет повторений. В этой парадигме время — это постоянное движение в одном направлении: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее.

Возьмем простые часы, то есть хронометр (этимология уже говорит о многом), в которых есть будильник. Время на них мы обычно в видим внутри круга с цифрами, актуальность которых в определенный момент показывают стрелки. Буквально принцип работы показывает цикличность времени (одно и то же число через равные промежутки времени), но на самом деле мы понимаем, что часы показывают нам количество времени, которое прошло с 00:00 текущего дня. В этом нам помогают ориентироваться смена дня и ночи и календарь, который неизменно показывает нам смену дней, месяцев и лет.

О линейности времени нам говорит и такая простая вещь как хронометраж, то есть время, необходимое на совершение чего-либо. Обычно мы сталкиваемся с этим словом в кинематографе, когда нам называют хронометраж ленты, то есть сколько времени мы потратим на ее просмотр. Вместе с этим самим фильмам присуща линейность повествования: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, финал. Даже нарушение этой структуры не отменяет линейности времени, так как события происходят в какой-то точке времени, не нарушая причинно-следственную связь между событиями. Классический пример — роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова с нарушенной фабулой. Разрозненность описанных автором событий не приводит к разрушению логики событий.

Английский физик и космолог Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» (A Brief History of Time) предположил, что «реальное время», которым пользуется человечество» является плодом нашего воображения. По мнению Хокинга, реальным временем является мнимое время, у которого отсутствуют начало и конец. Существующий концепт времени — всего лишь попытка человека описать Вселенную через призму своего восприятия, но не истина, считал Хокинг.

Live. Die. Repeat.

Что касается концепции цикличного времени, с ней можно встретиться в Восточных философских течениях и религиях: Индуизме, Хиксизме, Буддизме. В этой парадигме мир воспринимается как цикл вечно повторяющих событий. Жизнь, закончившаяся смертью, не означает конец. После смерти начинается новая жизнь.

Сансара, воплощенная в Колесе бытия (бхавачакре)
Сансара, воплощенная в Колесе бытия (бхавачакре)

Чтобы не углубляться в сложные религиозные категории, вновь обратимся к массовой культуре. Все слышали о фильме «День Сурка», в котором герой Тома Хэнкса даже после смерти просыпался в то же время, в том же месте, в тот же день, по новой переживая его, пока он не сумел «очистить карму» и прервать круговорот Сансары.

Элементарное изображение концепта цикличного времени, сами того не зная, могли наблюдать те, кто сталкивался с видеоиграми серии Souls (Demon’s Souls, Dark Souls, Bloodborn). Эти игры идеально воссоздали систему бесконечных смертей и перерождений, из которой практически невозможно выбраться. При этом смерть не заканчивается надписью Game Over и необходимостью загружать чекпоинт. Игра возрождает игрока в исходном состоянии в том же месте, и это может продолжаться до бесконечности.

К сожалению, в реальной жизни невозможно найти практического подтверждения цикличности времени, особенно если не вдаваться в полемику о цикличности истории. В восточных верованиях память о прошлых жизнях доступна только великим святым, какими не является ни один смертный человек. Линейность времени также остается на уровне концепции, пока человечество не создаст машину времени и не докажет, что все исторические события неуклонно проходили от одного к другому.