«Поедем в Углич – вот где Русь настоящая!» И.С. Глазунов

Путешествуя по Волге в 1858 году Александра Дюма-отец писал: "Проплывая по одной из излучин Волги, мы услышали возгласы наших спутников: "Углич! Углич! Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес колоколен".

В середине XIX столетия в Угличе было 27 церквей, 3 монастыря, 215 каменных домов и 927 деревянных, 11 мостов, 16 фабрик и заводов, 197 лавок, 10 гостиниц, 3 пивоварни, 11 погребков, 10 питейных домов, 5 учебных заведений, 1 больница и 1 богадельня, 1 воспитательный дом, 1 тюремный замок.

Купечество торговало, наряду с прочим, серебряными, медными, оловянными и железными товарами. Большое количество литейщиков, кузнецов и серебряников говорило о развитии в Угличском крае металлообрабатывающей промышленности. По кузнечному делу Угличский уезд занимал после Ростова и Пошехонья третье место в губернии.

Город Углич находится в Ярославской области, севернее Москвы на 206 километров, стоит на берегах реки Волги. Население Углича 37.000 человек.

Этот древний русский город, был основан родственником княгини Ольги – Яном Плесковичем в 947 году. Пять лет Плескович занимался делами города, но в итоге отбыл в Киев. В 991 году, на третий год крещения Руси, в городе Угличе был построен первый православный храм. Как город Углич получил свое имя? В район города, река Волка резко поворачивает, образуя своеобразный угол. Ян Плескович собирал дань, и остановился как раз в этом углу. Киевлянину здесь очень понравилось, и через 10 лет он основал город, дав имя ему – Углич.

В истории Углича, как и в истории любого другого русского города, было много князей. Но есть такие, которых народ особенно любит и ценит. Для жителей Углича, таким князем стал Роман Владимирович. Во время его правления город не поучаствовал ни в одной междоусобице. Были построены новые храмы и богадельни, приюты. При Романе Владимировиче в состав княжества входили такие города, как Дмитров, Звенигород, Кашин, Бежецк. Роман Владимирович умер в 1285 году, в 1487 мощи князя были обнаружены нетленными. Во годину смутного времени, поляки захватившие город сожгли мощи вместе с храмом в котором они хранились. Часть мощей сохранились, и сегодня, находятся в церкви Димитрия на поле.

Были в истории Углича и плохие князья. Например, Дмитрий Шемяка, который устроил заговор против Московского князя Василия Васильевича. Василий был взят в плен и ослеплен. Недолго Шемяка был московским князем, вскоре Углич вернул себе законный престол. Эти события положили конец независимости Углича, который впоследствии стал входить в состав Московского княжества.

Городу удалось вписать свое имя в историю России. Иван Грозный завещал русский престол сыну Федору, а сыну Дмитрию – завещал править в Угличе. Когда царь умер, Дмитрий с матерью были отправлены в свою вотчину.

Сын Ивана Грозного, проживал в городе до 15 мая 1591 года. Именно в этот день сторонниками Бориса Годунова, фактически захватившего власть в государстве, был убит царевич Дмитрий. Убийц поймали и казнили. Борис Годунов распорядился провести следствие… Официальная версия гласит, что мальчик убил сам себя, случайно. А казненных, лишили жизни зря, они ни в чем не виноваты. Мать и братья убитого настаивали на своей версии, даже под пытками.

Много достойных своих сынов потерял Углич в те дни. Горожане говорили правдивые и смелы речи, за что жестоко карались ставленниками Бориса Годунова. Вскоре на Руси грянула година смутного времени. Появлялись Лжедмитрии. Царевич Дмитрий был причислен к лику святых, его мощи были найдены нетленными. Город Углич в штыки воспринял приход к власти большевиков. В городе раз за разом вспыхивали восстания, было не спокойно. Местная красная власть раз за разом просила у центра подкрепление в лице вооруженных красных частей.

Углич – древний русский город, в котором есть на что посмотреть. Как и в любом старинном городе, здесь много православных святынь, монастырей и храмов. Туристу обязательно стоит их посетить. Храмы Углича: Церковь Димитрия на поле, Корсунская церковь, Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Монастыри Углича: Алексеевский Монастырь, Свято-Воскресенский Мужской Монастырь, Николо-Улейминский Монастырь.
Среди достопримечательностей Углича есть и музеи. Большинство из них сосредоточенно в Кремле.

Успенская площадь.

Набережная Волги.

Отель "Волжская ривьера".


Спасо-Преображенский собор в Угличе. (Угличский кремль). С XIII в. здесь стояла небольшая деревянная церковь, а в конце XV в. при видном политическом и военном деятеле того времени угличском князе Андрее Большом строится большой каменный собор. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматических событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Дмитрий (его останки в 1606 году перенесены в Москву). Позже, в 1611г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор подожгли изнутри.

После польского разорения собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, стены потрескались. Поэтому на исходе XVII века, с разрешения Петра I, начинается строительство нового собора. В 1706 году он был освящен.

Интерьер храма уникален. Он представляет собой обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. При ширине 14 метров, он имеет высоту 17, что было выдающимся инженерным достижением своего времени. Строили собор, несомненно, очень хорошие мастера. Известно, что это была артель под руководством Григория Федорова из крепостных князя Голицына. В строительстве мог принимать участие и уроженец Углича будущий прославленный архитектор петровского времени Григорий Устинов. Эта ширина сводов и необычный простор обратили на себя монарший взор Екатерины II, которая в мае 1767 года посетила Углич.

Росписи 1809 -1811 гг. выполнены артелью крепостного живописца князя Голицына Тимофея Медведева и включают сюжеты, скопированные с работ итальянских художников барокко и Возрождения Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино. Главная храмовая композиция – «Преображение» - на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля Санти, которая находится в Ватикане. Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи.

Грандиозный шестиярусный резной иконостас установлен в 1853 году. Почти все иконы, наполняющие иконостас (а всего их 60), старинные, относятся к XVII-XVIII вв.

Соборная каменная колокольня построена в 1730 г., но вероятно и у старого деревянного собора тоже была колокольня, так как упоминание о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе майским днем 1591 г., когда вдовый поп Федот (Афанасьев) Огурец возвестил набатным звоном с колокольни Спасо-Преображенского собора об убийстве малолетнего царевича Димитрия. С давних пор еще на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX века. Уже в наше время в 1984 г. на Угличском часовом заводе были изготовлены современные электронные башенные часы и вновь установлены на колокольню. На ярусе звона также сохраняется часть древнего механизма. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Их собрали по селам и церквам, где они чудом уцелели.

Палаты удельных угличских князей.

Уникальный памятник гражданского зодчества конца XV в., входил в состав огромного комплекса княжеского дворца, построенного в кремле.

В этот период здесь правит младший брат Великого князя Ивана III - Андрей Большой. Он сделал Углич одним из ведущих культурных центров Руси. В городе чеканили свою монету. При княжеском дворе работал известный иконописец Дионисий. Велась переписка и оформление книг.

Это было исключительное событие в истории государства. Ведь только старший брат Андрея великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство, кроме того, каменные дворцы Москвы стали строиться немного позднее угличских.

После опалы и гибели Андрея Большого в течение XVI века тут жили угличские князья и наместники, а с 1584 по 1591 гг. - царевич Димитрий.

Во время польского разорения начала XVII века дворец был сожжен. Его развалины разобрали на кирпич для строительства нового Спасо-Преображенского собора. Только Палата – парадная и главная часть дворца – чудом уцелела. По легенде мастера трижды поднимались на стены Палаты, чтобы отбивать кирпичи, но какая-то сила сбрасывала их вниз, и они в страхе прекратили работу.

В XVIII веке на обветшалое здание сделали новую кровлю, а в начале следующего столетия стараниями угличского купца А.В.Кожевникова оно было отремонтировано и тем самым спасено от гибели. Спустя еще сто лет, в 1890-1892 гг., к трехсотлетию гибели царевича Димитрия по инициативе горожан и ярославского губернатора А.Я.Фриде Палату отреставрировали по проекту архитектора Н.В. Султанова, и в ней в июне 1892 года был открыт первый угличский Музей.

Сейчас в бывшей тронной Палате на верхнем этаже расположена экспозиция музея «Сокровища древнего Углича». В нее вошли лучшие образцы из редкой коллекции деревянной скульптуры XVI – XIX вв.; произведения мастеров серебряного дела: напрестольные и наперсные кресты и иконки, евхаристические сосуды, оклады на Евангелия, некоторые из которых, являются вкладами царствующих особ, членами их семей, московскими князьями, высшим духовенством; произведения лицевого и орнаментального шитья. В экспозиции представлены роскошные шитые жемчугом, бисером и стеклярусом иконные оклады, выполненные в мастерской Богоявленского женского монастыря. А основательницей женского рукоделия в Угличе в XVI веке была мать царевича Димитрия – Мария Нагая, которая сама была искусной вышивальщицей. Вынужденная покинуть Москву и переехать на жительство в Углич, она, как тогда было принято, увезла с собой и своих мастериц. Здесь, на новом месте, они продолжали трудиться над украшением кремлевских и приходских храмов Углича шитыми пеленами.

На нижнем этаже Палаты развернута экспозиция, отражающая средневековый и петровский период истории Углича. Из представленных здесь исторических реликвий, исключительно редким являются чеканные цеховые знаки угличских ремесленников, образцовые меры объема сыпучих тел и меры веса, а также подлинный герб г. Углича. В экспозиции выставлены и весьма интересные образцы оружия XVI- XVII вв., и предметы народного костюма: кокошник, кичка, душегрейки, шуган, голицы, сафьяновые сапоги, сарафаны.

Музей городского быта.

Церковь царевича Димитрия «на крови» - несомненно, самый известный храм Углича, воздвигнута на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия.

Сразу после гибели царевича на этом месте поставили небольшую часовню. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками в 1611 году. Затем в 1630 году вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая (зимняя) церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 году побывавший в Угличе. Он, пораженный увиденным, пожертвовал крест на храмовую икону.

В 1692 году на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний - царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры.

В трапезной церкви сохранилась кованая дверь (XVII в.) из «дощатого железа», пол, застланный в XVIII в. чугунными плитами. Интерьер расписан в 1778 г. мастером Петром Хлебниковым на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадении Адама и Евы и изгнание их из рая».

Западную стену храмовой части занимает большая композиция на тему «угличских событий» 15 мая 1591 г. Здесь же представлены реликвии, связанные с гибелью царевича Димитрия: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. мощи царевича переносились из Углича в Москву. В иконостасе, установленном в 1867 г., древняя икона Богоматери Смоленской – вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 г. Редкая подписная икона «Спас Вседержитель» выполнена в Оружейной палате 1696 г.

Самым ярким экспонатом церкви можно назвать угличский ссыльный колокол- участник трагических событий 15 мая 1591 года, возвестивший о гибели царевича. Его, всполошившего своим звоном всех горожан и призвавшего их к бунту против людей Бориса Годунова, сбросили с колокольни, как человека, лишили крестного знамения, вырвали язык, отрубили одно ухо, били 12 раз плетьми и сослали в Тобольск. Неоднократно угличане пытались вернуть набатный колокол на родину. Это удалось сделать лишь в конце XIX века. 20 мая (3 июня) 1892 года пароход с набатным колоколом причалил к пристани напротив Спасо – Преображенского собора. Горожане приветствовали его криками «Ура!». Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 году прислан из города Углича в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».

В настоящее время в церкви царевича Димитрия "на крови" располагается один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

Бывшее здание Городских присутственных мест, построенное в 1813-1815 гг., и более ста лет бывшее местом работы городской администрации. В нем помещались Городская Дума, Городовой Магистрат (позднее Городская Управа), Цеховая Управа, суд, Общественный банк, архивы, Уездное и Приходское училища, зал для общественных собраний и др. Общественный зал, в котором заседала Дума, стал Красной гостиной, где в настоящее время проводятся концерты, театральные постановки и научные конференции музея.

Соборный (Никольский) мост Угличского кремля (1820г).

Соборный мост, другое название которого – Никольский, является известной достопримечательностью старинного города Углич. Существование двух названий у одного моста связано с его историей. Спасо-Преображенский собор, близ которого он построен, дал мосту одно название. Причины возникновения второго названия до сих пор не выяснены. В настоящее время используются оба названия. Мост соединяет две стороны рва, в котором, впрочем, большую часть года не бывает воды. Лишь после сильных осадков небольшой водный поток попадает в ров. На одной стороне рва с давних времен находится старый город, а на другой – кремль.

Улица Ростовская. Богоявленский девичий монастырь.

Монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены братские корпуса, Феодоровская церковь, ограда и в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.

Двор Богоявленского монастыря.

Церковь Казанской Божией Матери. Первая, деревянная Церковь Иконы Божией Матери Казанская была построена в 1639 году. Как и многие православные постройки Углича, она была разрушена в Смутное время. До нее на этом месте находился храм вмч. Георгия и Страстной Богоматери, построенный в 13 веке. Существующая кирпичная церковь была завершена в 1778 году. Последний раз она восстанавливалась в восьмидесятые годы прошлого века после длительного применения не по назначению в советские годы. Верующим Казанская церковь была возвращена в 2000 году.

"Угощайте меня как можно более Угличем!".
М.П. Погодин

(Текст составлен по материалам из интернета)