"Осторожный" бюджет 2020 года и пробуждение региональной политики

9 November 2019

Здравствуйте, у микрофона адвокат Константин Бубон.

Давайте обратим внимание на то, что в эти дни Законодательная Дума Хабаровского края приступила к исполнению одной из своих главных функций – она принимает региональный бюджет на следующий год.

Главный финансовый документ нашего региона всегда принимается в виде краевого закона. Сейчас на рассмотрении находится законопроект "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". В политическом отношении это событие можно считать в каком-то смысле знаковым: на сегодняшний день это главное решение, которое предстоит принять новому составу региональной Думы. Краевое правительство отстаивает свою точку зрения на финансовую политику, но в парламенте, как это и должно происходить, оно встретилось с вопросами, которые поднимают народные избранники. В Думе правительственный проект бюджета защищают министр финансов Александр Кацуба и министр экономического развития Виктор Калашников.

Следует отметить, что дебаты вокруг краевых финансов в этом году можно считать весьма открытыми. Возможно, это будет самая публичная и медийная процедура утверждения бюджета за всю историю региона. Местные издания полны комментариев по этому животрепещущему вопросу, а краевой депутат Максим Кукушкин на днях даже поспешил выступить с видеообращением в избирателям, которое он разместил в социальных сетях.

Народный избранник уверен, что в представленном на рассмотрение проекте бюджета краевое правительство занижает показатели планируемых казённых доходов, что может повлечь за собой также и снижение государственных расходов. Кстати, депутаты и краевые министры уже окрестили рассматриваемый документ «осторожным проектом бюджета».

Имеется в виду, что правительство, как автор законопроекта, исходит из довольно пессимистичных прогнозов состояния краевой экономики в следующем году. Насколько я могу судить, на сегодняшний день краевое правительство не ждёт экономического чуда, и старается не планировать наперед такие бюджетные доходы, которые впоследствии не будут подтверждены реальным состоянием местной экономики.

Некоторые депутаты, напротив, проявляют оптимизм и настаивают на увеличении как доходной, так и, соответственно, расходной частей бюджета.

Давайте попытаемся рассудить, какая позиция выглядит более реалистичной с точки зрения избирателя, с точки зрения обычного жителя Хабаровского края. В соответствии с законопроектом запланировано, что общий объем доходов краевого бюджета в следующем году едва превысит сто миллиардов рублей, из них более двадцати миллиардов составят трансферты из федерального бюджета. Проще говоря, доходная часть бюджета в значительной мере формируется не за счёт бурного экономического роста (которого мы не наблюдаем уже много лет), а за счёт федеральных трансфертов. Неудивительно, что правительство проявляет немалую осторожность и старается не планировать на будущее такие доходы, которые могут и не поступить.

Проблема состоит в том, что даже в соответствии с текущим, я подчёркиваю, осторожным проектом, дефицит краевого бюджета на следующий год запланирован в сумме более семи миллиардов рублей. Кроме того, государственный долг Хабаровского края интенсивно растёт все последние годы. Рост краевого долга несколько замедлился в текущем году, однако по состоянию на первое октября он всё равно увеличился ещё почти на три миллиарда рублей. Председатель краевой Думы Ирина Зикунова полагает, что наш регион не может резко и радикально сократить свой госдолг, так как это приведет к общему урезанию всего краевого бюджета.

При таких обстоятельствах поневоле задумаешься над тем, стоит ли закладывать в основу краевого финансового плана какие-то особенно радужные и оптимистические показатели, которые вряд ли будут поддержаны ростом местной экономики.

В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на одну любопытную деталь. То, что сейчас происходит в Законодательной Думе Хабаровского края – это и есть политика в прямом смысле этого слова. Распределение общих денег предполагает расстановку общественных приоритетов на будущее. Вот это – и есть политика «здорового человека», она происходит здесь и сейчас. Если в качестве политики вам предлагают что-то другое – не верьте. Как говорится, опасайтесь подделок.

У микрофона был адвокат Константин Бубон. Всего вам доброго.