Первая жертва русских субмарин

"Махнули торпедами не туда, и родился гениальный тактический прием".
(из записок подводника А.Л. Поливанова)

Начало XX века ознаменовалось во всём мире бурным воплощением накопленного опыта в технические решения проектов, а затем и в реальные подводные суда. Мир словно чувствовал приближение великой бойни.
В 1904 году на верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге была спущена на воду первая серийная подводная лодка "Дельфин", созданная по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И. Г. Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М. Н. Беклемишевым и инженер-механиком И. С. Горюновым. На вооружении "Дельфин" имел два торпедных аппарата Джевецкого калибром 450мм. Силовая установка была представлена бензиновым и электродвигателями, которые обеспечивали дальность плаванья в 243 мили с надводной скоростью 9 миль/ч и подводной 4,5 миль/ч с дальностью 28 миль. Экипаж состоял из 20 матросов и 2-х офицеров.
19 марта 1906 года вышел указ "О классификации военных судов российского императорского флота" . Именно этот указ выделил подводные суда в отдельную часть флота, а эта дата считается днём основания подводного флота России. С 1909 года для офицеров-подводников был введён специальный нагрудный знак принадлежности к подводному флоту Российской империи.

В 1912 году на Балтийском заводе была заложена одна из самых совершенных субмарин периода I мировой войны "Барс". Два дизеля и два электромотора обеспечивали в надводном положении скорость 11,5 узла (21,3 км/ч) и 8,5 узла (15,7 км/ч) в подводном положении. Вооружение лодок состояло из 12 торпедных аппаратов калибра 450 мм (из них восемь решетчатых системы Джевецкого и четыре трубчатых), два артиллерийских орудия (57 и 37 мм) и один пулемет. Лодки могли погружаться на глубину 90 м.

Первой подводной лодкой, потопившей корабль противника торпедной атакой стал "Гепард" (из серии "Барс"). 10 августа 1915 г. у западного побережья о. Эзель он атаковал немецкий крейсер “Любек”, шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. Экипаж “Гепарда”, погрузившегося после атаки на глубину 20 метров. До этого использовался одиночный метод стрельбы. Залповый способ показал большую эффективность, несмотря на значительный расход боезапаса.