Пленённый Велес

7 October 2018

Есть такое украинское предание «Каянова жъунка», оно содержится в сборнике Б. Гринченко «Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и прочее». Там рассказывается о колдовском пленении бога Волосько, в котором явно угадывается славяно-русский «скотий бог» Велес (Волос). Заколдовала его жена Каина, которая воровским образом выдаивала молоко из коровы Авеля, на чём её и застукал Волосько. Она приказала ему стоять без движения, и он вынужден был делать это пока не позволил ведьме заниматься своими темными делами. После этого на свете и развелась всякая нечисть – ведьмы, ведьмаки, оборони.
Получается, наши предки считали, что Велес попал в плен к каким-то темным силам. И это вполне соответствует его статусу. С одной стороны, это божество является противником Перуна-Громовержца. Согласно реконструкции «Основного Мифа» индоевропейцев»(В. Иванов-В.Топоров), змеевидный Противник (древнейшая основа *uel), находящийся у корней Мирового Древа, пытается с боем пробиться на его вершину. Громовержец бьёт Противника молнией, срывая его метакосмический блицкриг. Таким образом, вылазка Велеса символически выражает восстание низа против верха, штурм небес. Налицо некая инфернальная составляющая.
Однако, у Велеса есть и благая сторона. Он податель хозяйственных благ, и не только как скотий бог. У крестьян был обычай оставлять после жатвы полосу колосьев Велесу – «на бородку».
Велес змееподобен, но он не
Змей. Последний известен в русских заговорах как царь Змиулан, с которым сражается царь Огонь. Возможно, здесь имеет место быть огненный аспект Царя Мира (Белобога, Вайшванары, Мельхиседека), который сосуществует вместе с солнечным. Кстати, Змей тоже - огненный, но это уже огонь не высший, а низший – «огнь желанья». Как представляется, Велес получил свою змеиность, стал подобен Змею, хотя сохранил и благую сторону. Он как будто попал в плен, на него как бы наложили некие колдовские чары.
И вот тут надо ещё раз обратить внимание на то, что в язычестве космология смешана с теологией. И многие «вещи» тварного мира выдаются за Божественное. Собственно, в этом и заключается главная неправда самого язычества, которое склонно подменить полностью стереть границу между Творцом и творением (другая крайность – выкапывание между ними непреодолимой Пропасти). Поэтому, надо всегда делать поправку на смешение. Велес - бог загробного мира, который находится внизу, у корней Мирового Древа. Понятно, что это мир тонких форм, регион души, Навь, Аид, Хель. (В то же время регион Духа – Рай, Правь.). Это некая Мировая Душа, витальная сверхсила, которая оживотворяет наш плотный мир, придаёт ему некий двигательный импульс. (О Душе Мира писал Свт. Феофан Затворник.) Так и у человека есть душа, яростно-желательное начало, которое тоже оживотворяет его плоть. (При этом дух – «аналог» Прави, Рая.) Велес и воспринимался как некая персонификация этой самой Души. (И, к слову, есть женский персонаж «Основного Мифа» - Вела.) Сама хозяйственная деятельность воспринималась как некое оживотворение Мировой Плоти, отсюда и культ Велеса как скотьего и земледельческого бога.
Но наши предки знали, что Навь находится под некоей темной властью, её подчинили злые силы. Действительно, именно в регион Души и устремились павшие духи, ангелы, поднявшие восстание против Творца. Собственно говоря, больше-то им и двинуться было некуда, ибо жительство бесплотных сил в плотном мире невозможно. Бесы основали в регионе Души область инферно, ад (здесь можно провести аналогию с греческим Аидом, внутри которого находится Тартар). Навь оказалась подчинена инфернальным силам. Знание об этом и сохранили славяне, отсюда и особая двойственность Велеса. В сказке про Каинову жену-колдунью и бога Волосько как раз и рассказывается об этом метакосмическом событии.
Силы инферно используют ресурсы Мировой Души, воздействуя и на души людей. Этим же занимаются здешние
маги Капитала, работающие с тонкими уровнями. А обоим способствует Змей, являющийся абсолютной Периферией и Границей с Навью.
Плутократия также пленила хозяйство, экономику, как инфернальные силы пленили хозяйственного «бога» Велеса. Сам Велес – скотий бог, а скот символизирует деньги, богатство. Так, лат. pecu («стадо, скот ») тесно связано с лат. рecunia («состояние, деньги »), и более того, восходит к реконструированному праиндоевропейскому *peky, которое означало как первое, так и второе. Слова «капитал» произошло от латинского слова «caput» (голова крупнорогатого скота), его и переводят как «скот». В германских языках наблюдается то же самое: древне-северное fe переводится как «скот, имущество, деньги», древнеанглийское feoh как «стадо, движимость, деньги». В сюжетном пространстве «Основного Мифа» Громовержец побеждает своего змеевидного противника и освобождает захваченный им скот. Именно эту метакосмическую Победу и будет символизировать
грядущая социалистическая революция производителей, призванная освободить богатства и деньги, захваченные магами Капиталами.
Но ведь пленен и сам Велес, который заколдован инфернальными силами. Поэтому, освобождение «скота» есть и освобождение «скотьего бога». Это – освобождение Мировой Души, скованной силами инферно.