Зачем мыть дроссельную заслонку

13K full reads

И можно ли ее чему-то научить?

Процедура промывки дроссельной заслонки очень популярна среди автовладельцев. Это, в целом, неудивительно - при сравнительно несложной процедуре снятия можно ощутить себя делающим что-то важное и нужное, при этом имея наглядный результат типа такого:

Ну очевидно же, что починили - была вон какая грязная, а стала вон какая блестящая!
Ну очевидно же, что починили - была вон какая грязная, а стала вон какая блестящая!

Если отбросить ехидство, то процедура эта действительно периодически требуется, и вот почему. Во впуск постоянно подаются картерные газы, содержащие в себе микрочастицы моторного масла, и не только. К этому добавляются микрочастицы пыли, проходящие через воздушный фильтр. И, возможно, это не полный перечень - но и этого, пожалуй, достаточно.

Все это оседает в "узких местах", а узким местом является заслонка в моменты, когда она почти закрыта (то есть, на холостом ходу) и байпасный канал регулятора холостого хода (если заслонка еще не электронная). Со временем количество этих отложений становится таким, что они препятствуют прохождению воздуха при малых углах открытия заслонки (то есть, на том же самом холостом ходу). В результате блок управления не может с достаточной точностью управлять положением заслонки, чтобы обеспечить нужное количество воздуха. Обороты ХХ начинают "скакать".

Вот именно эту проблему и устраняет промывка дросселя. Остается лишь "сказать" блоку управления, что заслонка теперь чистая, и управлять ей надо по-новому. В просторечии это называется "обучить заслонку", и это категорически неправильный термин. Это все равно что "обучить дверь" или "обучить кастрюлю" - в них примерно столько же электроники, поддающейся обучению. На самом деле, происходит калибровка блока управления. Он переводит заслонку в крайние положения и запоминает соответствующие им показания датчика положения заслонки, а также "отпускает" полностью открытую заслонку, чтобы замерить скорость ее закрытия - так он косвенно учитывает такой параметр, как жесткость возвращающей пружины.

Данная процедура калибровки может запускаться автоматически при каждом включении зажигания (так происходит, например, у Тойоты), активироваться последовательностью действий водителя (включить зажигание, нажать педаль, отпустить педаль, выключить зажигание - примерно так это сделано у Peugeot/Citroen), а может вызываться через диагностический прибор. Для конкретного автомобиля описание этой процедуры относительно легко находится в интернете.

Важным исключением являются автомобили Nissan/Infiniti. В них алгоритмы управления заслонкой очень специфичные, поэтому там блок управления действительно "обучается" характеристикам заслонки. И после промывки вполне реальна ситуация, когда запустить адаптацию не получится. Обойти это можно, но по сути своей обход проблемы похож на шаманство. Особенности этой процедуры у Nissan достойны отдельной статьи, которая всенепременно воспоследует. А чтобы не пропустить ее - подписывайтесь, ставьте лайки, рекомендуйте канал друзьям и вот это вот всё.