Византийская церковь Сан-Витале - прообраз православных храмов

Церковь Сан-Витале в Равенне послужила образцом для множества позднейших православных храмов.
Церковь Сан-Витале в Равенне послужила образцом для множества позднейших православных храмов.

Город Равенна на северо-востоке Италии по количеству и значению сохранившихся памятников - явно в первой десятке или даже пятерке городов с наследием Византии, хотя, конечно, до Стамбула-Константинополя ей далеко.

Базилику Сан Витале освятили в 548 году при епископе Максимиане (546-556) родом из истрийского города Пола (Пула). Епископ, проводивший влияние византийского императора Юстиниана, изображен на одной из мозаик.
Базилику Сан Витале освятили в 548 году при епископе Максимиане (546-556) родом из истрийского города Пола (Пула). Епископ, проводивший влияние византийского императора Юстиниана, изображен на одной из мозаик.

Во всяком случае, 8 памятников Равенны включены в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. По понятным причинам, до 1917 года в России существовала очень развитая школа по изучению византийского наследия, в том числе и равеннского. Опять же по понятным причинам в советское время эту школу успешно забыли.

Античный саркофаг во дворе церкви Сан-Витале.
Античный саркофаг во дворе церкви Сан-Витале.

Но в последнюю четверть века интерес к византийскому наследию в нашей стране снова воспрял. Хотя сейчас большинство русскоязычных туристов попадает в Равенну просто потому, что до нее удобно добираться из Римини, куда летают российские чартеры.

Один из равеннских памятников в списке ЮНЕСКО – церковь Сан-Витале, послужившая образцом для множества позднейших православных храмов. Мозаика из этой церкви с изображением процессии, во главе которой стоит император Юстиниан, традиционно входит во все хрестоматии по византийскому искусству.

Изначально Равенна была построена на берегу Адриатического моря. Хотя с веками море отступило, подвалы старинных построек, включая церкви, постоянно подтоплены водой. Не является исключением и Сан-Витале, где есть такой небольшой бассейн.
Изначально Равенна была построена на берегу Адриатического моря. Хотя с веками море отступило, подвалы старинных построек, включая церкви, постоянно подтоплены водой. Не является исключением и Сан-Витале, где есть такой небольшой бассейн.

Сан Витале начали строить еще при короле остготов Теодорихе в 525 году по инициативе епископа Экклесия (522-532), который тогда же совершил поездку в Константинополь, а освятили уже при власти византийцев в 547 или 548 году.

Свастикообразный орнамент в церкви сан-Витале.
Свастикообразный орнамент в церкви сан-Витале.

Храм 8-угольной формы в плане посвящен римскому солдату - Святому Виталию, который, как считается, был замучен на этом месте.

Базилика Сан Витале, общий вид алтарной части. В конхе апсиды изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. С другой стороны изображен строитель церкви – Экклесий Равеннский.
Базилика Сан Витале, общий вид алтарной части. В конхе апсиды изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. С другой стороны изображен строитель церкви – Экклесий Равеннский.

Интересно, что церковь, строившаяся как чисто имперское здание, финансировалась частным лицом – равеннским банкиром греческого происхождения по имени Юлиан Аргентарий.

Мозаики в пресвитерии со сценами жизни Авраама.
Мозаики в пресвитерии со сценами жизни Авраама.

Он пожертвовал 26 000 золотых солидов - конечно, взамен на определенные преференции: договоренности между властями и бизнесом существовали уже тогда.

Византийский император Юстиниан известен тем, что вместо того чтобы сосредоточиться на развитии экономики самой Византии, распылял силы своего государства на попытки восстановить Римскую империю. Конечно, несмотря на определенные успехи, в целом это ему не удалось. Интересно, что Юстиниан был в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. А его жена, императрица Феодора, была дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. Несмотря на все это, на мозаиках Сан-Витале они изображены с нимбами вокруг головы, как христианские святые.

Жертвоприношение Авеля и Мелхисдека.
Жертвоприношение Авеля и Мелхисдека.
Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.
Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.
Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.
Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.
Фрески купола церкви Сан-Витале выполнены уже в 1780 году болонскими и венецианскими мастерами.
Фрески купола церкви Сан-Витале выполнены уже в 1780 году болонскими и венецианскими мастерами.