По каким учебникам истории обучаются школьники ДНР

Многих может шокировать факт, но в Донбассе даже до 2014 года в школах использовались учебники истории, выпущенные в СССР. Формально, конечно, и программы, и учебники соответствовали требованиям Киева, но фактически преподаватели брали на себя смелость прививать ученикам совсем другие истины. По каким учебникам сегодня изучают историю школьники Донбасса, мы попросили рассказать Карину Зорину – преподавателя истории в одной из школ шахтерского города Тореза (ДНР).

«В школе я учила историю по советским учебникам, хотя это было при Украине, – вспоминает наша собеседница. – У нас учитель очень адекватный был: мы использовали учебники, выпущенные еще в 1980-е годы, плюс еще конспектировали слова учителя… А когда в 2016 году пришла работать в школу, то в школьной библиотеке были уже нынешние российские и местные учебники: переход на них свершился до меня. Так что работать с украинскими учебниками – Бог миловал».

– Читатели постарше помнят, как начинали свое знакомство с историей с учебника «Рассказы по истории СССР»… А какая книга открывает двери в мир прошлого школьникам Донбасса?

– Если говорить о пятиклассниках, которые только приступают к изучению предмета посредством курса «Введение в историю Донецкого края», то у нас существует местный учебник, написанный трудом учителей-методистов ДНР. Это пособие куда больше рассчитано на учителя, чем на ученика. Подача материала в нем, на мой взгляд, скорее подходит для старшей школы, чем для пятиклассника с его формирующимся понятийным аппаратом, поэтому он не очень удобен для самостоятельной работы. К тому же у него имеется еще один огромный минус: пособие есть только в электронном формате. Однако Москва тоже не сразу строилась: процесс создания учебника занимает не один год…

– В следующем классе ученик открывает для себя египетские пирамиды и афинский Акрополь, Александра Македонского и Юлия Цезаря…

– Тут же, на огромном контрасте, стоит вспомнить учебник «История Древнего Мира» авторства А.А. Вигасина. Книга прибыла к нам в ДНР из России и полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Данное пособие используется нами в шестом классе, и здесь мы видим противоположную картину: история подана легко, общедоступно, объясняется едва ли не «на пальцах». Это яркий, красочный, прекрасно иллюстрированный учебник с крупным шрифтом. Ключевые моменты исторического развития изложены последовательно и лаконично, а что самое главное, понятно и интересно, потому именно в шестом классе показатели проявления интереса к предмету значительно вырастают, и в этом есть неоспоримая заслуга учебника.

– Самый ответственный компонент курса – отечественная история. Причем ответственный во многих смыслах: он формирует гражданина, а кроме того, является профильным предметом при дальнейшем продолжении образования. Что по данной программе предлагает детям школа?

– Начиная с седьмого класса изучение истории Отечества у нас в школе проходит с помощью российского учебно-методического комплекса (УМК), выпущенного под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. Это единый систематизированный и соответствующий ФГОС курс истории России, продолжающийся вплоть до выпускного одиннадцатого класса. Его учебники снабжены множеством иллюстраций, карт и выдержек из первоисточников, что как нельзя лучше влияет на изучение предмета, поскольку дает многогранную картину событий. Стоит отметить, что при грамотном подходе данного свода учебников целиком и полностью хватает, чтобы сдать на высший балл не только школьные переводные и выпускные экзамены, но также вступительные экзамены в вузы как у нас в ДНР или ЛНР, так и в России. Что еще может стать лучшей оценкой для учебника?

– Важно знать историю Отечества, но не менее увлекательно и то, что происходило за его пределами. Дает ли сейчас школа такую возможность?

– Не отстает от вышеупомянутой линии и используемый нами в работе российский УМК по всеобщей истории, учебные пособия которого также представлены в виде неразрывной и соответствующей ФГОС последовательности. Они информативны и также пригодны для подготовки к сдаче экзамена, хотя и требуют куда большего труда при изучении: материал подан весьма сухо, и один параграф может занимать до дюжины страниц. Для учителя это не является проблемой, но ученик дома сталкивается с колоссальным массивом информации. И если для старших классов это посильная задача, то у восьмиклассника концентрация внимания еще не настолько развита.

– В условиях войны донбасскому учителю так или иначе приходится интересоваться особенностями того, чему учат детей по другую сторону линии фронта. 

– Любые минусы российской и донецкой учебной литературы меркнут при одной только мысли о том, что наши школьники могли бы в данный момент учиться по украинским учебникам, которые превратились в самые настоящие «пособия юного националиста». Многие из моего поколения, учившиеся при Украине, помнят откровенную пропаганду «оранжевой революции» (государственный переворот в Киеве, устроенный Виктором Ющенко и его заокеанскими покровителями в 2004 году. – Прим. авт.) на страницах учебников за одиннадцатый класс, первые упоминания «арийского происхождения украинцев» и чрезмерные восхваления запорожского казачества. Сейчас же образовательный стандарт Украины включает в себя изучение так называемой АТО, где из карательной операции против Донбасса «лепят» героическое освободительное движение против русских «оккупантов». И это ведь еще не самое страшное: детям всерьез навязывают бредовые идеи о происхождении украинской нации от «протоукров» (мифические племена, жившие в доисторические времена у слияния Припяти и Десны с Днепром и ассоциируемые с Трипольской археологической культурой. – Прим. авт.), свои украинизированные вариации божественной теории происхождения человека и даже утверждения о том, что египетские пирамиды строили украинцы! Отчего-то вспоминается, как саркастично мы относимся к американцам, которые всерьез верят в свою победу во Второй мировой войне. Казалось бы, дна уже достигли, но нет: благодаря тому, что можно лицезреть на Украине, стук снизу будет слышаться еще долго…

Учителя ДНР рассказывают историю, как в 2014 году, после прихода бандеровцев к власти, в Россию переехала семья, ранее проживавшая в одной из центральных областей Украины. Их сын, проучившись пару месяцев вместе со сверстниками, сам попросил, чтобы его перевели в младший класс, добровольно оставшись. Педагоги поясняют: украинская программа колоссально отстает от российской. Зато на форуме московских репетиторов можно найти мнения педагогов о том, что донецкие и луганские абитуриенты, поступающие в ведущие столичные вузы, по качеству знаний почти ничем не отличаются от россиян. А вот за украинских абитуриентов, по мнению большинства, даже не браться не стоит: пробелы настолько огромны, что каждый раз приходится начинать с азов.

Фото из архива К. Зориной; автор Александр Дмитриевский

https://vsednr.ru/po-kakim-uchebnikam-istorii-obuchayutsya-shkolniki-dnr/